Фильм "Недоверие" получил еще один международный приз
На международном кинофестивале в Карачи приз "Лучший документальый фильм" приcужден "Недоверию" Андрея Некрасова. Фильм о взрывах жилых домов в Москве награжден "за мастерски рассказанную историю, поэтичную камеру и монтаж, волнующий саундтрэк; за тщательную фактологию, отличный архивный материал, тонкость и человечность с которой преподносится материал огромного политического, универсального значения в нашем расколотом мире, где понятие "терроризм" стал удобным инстументом для подавления инакомыслия; за мужество авторов фильма, протестующих против укоренившихся предрассудков", говорится в пресс-релизе фестиваля.
Незадолго до начала съемок документального фильма, ставящего под сомнение результаты официального расследования террористических актов в России осенью 1999 года, Алене Морозовой, пережившей взрыв на ул. Гурьянова, члену общественной комиссии Ковалева-Юшенкова, было отказано в предоставлении политического убежища в США. Полтора года спустя, после того как фильм "Недоверие" был показан в более чем в 40 странах мира, в том числе во многих штатах США, Алена официально признана политическим беженцем, жизни которой угрожает опасность в России.
Другого героя фильма - адвоката сестер Морозовых Михаила Трепашкина - арестовали перед началом судебного процесса по делу о взрывах домов и судят сейчас в Дмитрове за незаконное хранение оружия.
В конце 2004 года "Недоверие" получил специальный приз жюри "Международной Амнистии" на фестивале документальных фильмов в Копенгагене.
Дословно
Андрей Некрасов
Я снимал большой фильм "Недоверие", а Михаил Трепашкин был адвокатом одной из моих героинь. Мы с ним вели длинные беседы, и многое было снято на пленку. Он мне показался человеком очень интересным, самобытным и очень осведомленным в истории правоохранительных органов. Он очень серьезно занимался и вопросами взрывов. У него было огромное количество материалов на эту тему. И хотя у него был конфискован компьютер с этими материалами за несколько месяцев до нашего интервью, многое он помнил.
Снимал я его совершенно спокойно, нам никто не мешал. Однако тогда он, видимо, чувствовал уже, что скоро его арестуют. Я узнал об аресте в монтажной.
Парадоксально не то, что в России есть шпиономания. Я работал в Англии – там тоже с этим все в порядке. Но там, если что-то подобное происходит, то дается полная информация на первых полосах газет. Это не только не заминается, а наоборот - педалируется. У нас же было всего несколько строк на последних полосах. И вот я только с помощью слухов узнаю, что сначала человек задержан за якобы найденный у него в машине пистолет, а затем ему предъявлено старое обвинение в разглашении гостайны.
У нас каким-то таинственным образом исчезла кассета в Москве во время премьеры фильма "Недоверие" 1 марта. Причем исчезла только эта кассета, а не деньги или что-нибудь еще. Я спиной чувствую интерес именно к этому делу. Государство усиленно его засекречивает.
Я очень быстро смонтировал эту короткометражку. Я очень симпатизирую супруге Михаила Ивановича. Я имею право на личное мнение. Мне как кинематографисту, журналисту, нужно четко объяснить людям, в чем Трепашкин обвиняется.
Главная идея Михаила в том, что он знал человека, который по многим признакам походил на того, кто снимал подвальное помещение на улице Гурьянова, и который совсем не похож на фоторобот, впоследствии опубликованный ФСБ. Это – версия, которую нужно рассматривать и расследовать. И в фильме ничего больше не говорится. Фильм производит скорее эмоциональное впечатление.
"Недоверие" пойдет по всему миру. Его купили в Америке, он будет показан на фестивале "Международной Амнистии" в Голландии, на других фестивалях... Я бы хотел, чтобы "Недоверие" показали в России. Но наше телевидение сейчас, конечно, не пойдет на показ картины. У нас только два выхода: телевидение и кинотеатры. А копии для кинотеатров делать очень дорого. Наша работа – массовое производство, а нам приходится тыкаться по углам. Это печально, конечно.
Грани.Ру, 11.03.2004