Это жуткое слово "нажива"
Прокуратура России живет бурной жизнью. После информации, поступившей из ее недр в последние дни - тут тебе и новые убийства, и новые свидетели из Испании, и новые обвинения, - начинает казаться, что впереди только два варианта: или грандиозный крах всей затеи, или же начало какого-то совсем нового (или совсем старого) исторического периода.
Но "дело ЮКОСа", помимо уголовно-процессуальных перипетий, имеет иные аспекты, важные для общественных настроений. В свете происшедшего, а особенно шокирующе жестокого приговора, начинает все явственнее выходить из тьмы общего невнимания глубокое лицемерие, лежащее в основе действий всех ветвей власти и всех подпевающих ей публицистов. Все они будто сговорились не упоминать нечто очень важное. И сейчас этот их сговор все более и более обнажается.
Высвечивается нечто, казалось бы, очевидное, но на долгое время - за спорами о том, платил ли налоги Ходорковский и если платил, то правильно ли, - всеми оставленное в стороне. Начинает заново осознаваться то разрушение, которому подверглась в течение семидесяти с лишком лет российской жизни многовековая система простейших понятий, связанных с деньгами и собственностью.
Даже не на обломках - нет, на пустом месте, где когда-то лежали обломки, - происходило в начале 90-х в России восстановление института частной собственности. Из-за этого особого, нигде больше не существовавшего контекста оно принимало и до сих пор то и дело принимает уродливые формы. И директор одного из литературных музеев, ранее вроде бы понимавший азы своего дела, вдруг распоряжается сорвать с фотографий и картин рамы - свидетельства времени, то есть того именно, что экспонируется в музее, - и заменить одинаковыми золочеными, разрушив вековую экспозицию. Почему? Разве человек, лет тридцать ведающий литературными музеями, не знает профессионально, что хорошо, что плохо? Разве не может объяснить это дизайнеру?
Наверняка знает. И может. Но замутилось в голове. Потому лишь, что на реставрацию музея выделены были неожиданно такие деньги, которые человек, во-первых, никогда раньше не держал в руках. А во-вторых - это были не советские бумажки (недаром, подсказал вчера умный собеседник, назывались они "дензнаки"), а реальные деньги, на которые можно что хочешь купить (без многомесячных очередей, номеров в списках и тому подобных советских обычаев). А то и вовсе - взять да и поехать в отпуск в Испанию, о чем раньше и мечтать не мог, по совокупности тех же родных обстоятельств.
Обнажается, повторим, нестерпимое лицемерие сегодняшнего и властного, и - очень часто - журналистского дискурса. Молчат о главном. О том, что десятилетия бесправия и нищеты превратили большую часть населения в выпускников детдома, которые, как известно, выйдя в мир, не знают, как обращаться с деньгами: всю жизнь были на казенном коште и своих денег не имели. И о том, что разрушение словаря, связанного с собственностью, присобачивание к каждому слову из этого куста - до Октября 1917-го вполне нейтральному, - отрицательного, а то и зловещего смысла, привело к тому, что нет, все еще нет языка, на котором большинство населения могло бы вести об этих делах спокойный, вразумительный разговор. Это как если бы в городском дворе в 47-м, скажем, году появился мальчишка по имени Фриц.
Теперь одним власть (уже и не скрывающая, в отличие от эпохи Ельцина, своей кровной связи с советчиной) сурово выговаривает, что не по правилам, мол, вступали во владение частной собственностью. А на других цинично опирается, зная, что в их сознании все, что связано с этой частной собственностью, заклеймено тысячекратным клеймением - в годы их детства, отрочества, юности, зрелости...
С 1947 года сколько поколений затвердило чеканный стих Маршака - его "Быль-небылицу. Разговор в парадном подъезде"?
...Капитал
Своей он дочке завещал -
Три миллиона ровно.
На эти деньги лет пятьсот
Прожить без горя и забот
Могла Адель Петровна...
Так как идея вложения денег в отцовское производство не рассматривается - предполагается не преумножение капитала, а исключительно его проживание, то сама идея богатого наследства приобретает нарочитые черты абсурдности: ну кто ж думает пятьсот лет прожить?..
Первые (для поколения послевоенных детей, а у предшествующих были не хуже - лучшие перья рифмовали), но какие звонкие, как легко укладывающиеся в детскую память уроки политической экономии социализма:
...А дети продали завод,
Затон и пароходы...
- Да что вы, дедушка! Завод
Нельзя продать на рынке,
Завод - не кресло, не комод,
Не шляпа, не ботинки!
...Всё продавали господа:
Дома, леса, усадьбы,
Дороги, рельсы, поезда -
Лишь выгодно продать бы!
Ну, не мерзавцы ли? Выгоды искали!
Разве что не очень понятному, но не осуждаемому во всяком случае безупречным Чеховым Лопахину можно было это с усилием простить (да и то - разве что по тому случаю, что о красоте не забывает): "Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот, я говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу".
И все равно - сколько советских читателей пожимали наедине с собой плечами: как это - "заработал"? Он же не работал на маковом поле сам!
...Купец Багров имел затон
И рыбные заводы.
Гонял до Астрахани он
По Волге пароходы.
Он не ходил, старик Багров,
На этих пароходах,
И не ловил он осетров
В привольных волжских водах.
Его плоты сплавлял народ,
Его баржи тянул народ,
А он подсчитывал доход
От всей своей флотилии
И самый крупный пароход
Назвал своей фамилией.
Вот Маршак с детства нам азбучно объяснял: это что ж - работа, что ли, - доход подсчитывать? А доход - понятие в советское время вообще сомнительное: недаром в Словаре Ушакова среди немногих примеров - "нетрудовые доходы".
Крайне интересна судьба в русском языке слова "нажива".
В Словаре ХI-ХVII веков нажив - это то, что нажито, приобретено, нажитое имущество. Здесь же и нажиток - к значениям добавляется прибыль, доход. Заметим - никакого отрицательного оттенка еще нет. Правда, среди примеров - некий торговый Немчин, пуская в дело не отданный своевременно долг, кредитора Кузмы животом владеет, промышляет торговым промыслом, себе большие нажитки нажил; а ево учинил бес промыслу. Но на само слово нажитки эти действия пронырливого немчина тени не бросают.
Да и в областных диалектах, по записям середины ХIХ века, слово нажив, нажива означало заработок и только. "Нажива-то плоха стала", - так говорили и в вологодских, и в архангельских, и в северодвинских, и в олонецких местах. Наживальщик означало тот, кто зарабатывает, кормилец, а отнюдь не что-то плохое.
У Даля в его Словаре нажива - это пожива, барыш, корысть, прибыль. Наживное - нажитое добро, наживной промысел - прибыльный.
Ведь тогда еще не было ни политэкономии капитализма, по которой числилась прибыль как наиболее отвратительная часть капитализма (смотри Академический словарь 1961 года - "доход капиталистов, источником которого является прибавочная стоимость"; пример здесь из Всеволода Вишневского: "Капиталисты, присваивая себе чужой, не оплаченный ими труд, извлекали из него грандиозные прибыли"), ни политэкономии социализма (где при любом производстве эта прибавочная стоимость таинственным образом отсутствовала, а прибыль получалась исключительно "вследствие повышения производительности труда") - тех предметов, которые сдавала на экзаменах в советском вузе (а то осваивала в университетах марксизма-ленинизма, через которые прошли десятки тысяч ныне живущих) большая часть нынешнего взрослого населения страны. И в прибыли, то есть в барыше, никто ничего плохого не видел, наоборот: Даровой рубль дешев, наживной – дорог.
И даже предупреждение лентяям, завистникам и ворам: От чужих нажитков не наживешь пожитков.
В России ХХ века предупреждение, как известно, не сработало. И вслед за раскурочиванием "чужих нажитков" прибыльность по-новому устроенных социалистических хозяйств перестала интересовать кого бы то ни было. И бедный Валентин Овечкин в 1952 году в своих на долгие годы ставших знаменитыми "Районных буднях" пробует вернуть этот интерес:
"Да я бы работал - во как! Кабы знал, что мой труд - хозяйству в прибыль... Тут-то и начинается прибыльное ведение хозяйства".
Кончилось все это в 1960 году пулей себе в висок, после которой, потеряв один глаз, чудом выжил, но писать уже не смог.
А в 1994 году, когда я, попав на Замятинскую конференцию в Тамбов, поехала заодно по Уваровскому району, пытаясь понять, что происходит в стране, доярки с фермы наперебой спрашивали возмущенно:
- Что же вы у нас в Москве молоко-то не закупаете? Ведь масло-то нужно вам! Вон вы его из Новой Зеландии возите! А мы тут мучаемся - у нас 70 коров, кормить нечем!
- А какой средний годовой удой?
- 3000 литров.
В самой цифре и заключался ответ (даже в советское время личные коровы давали минимум в два раза больше; про новозеландских умолчим). Но пояснять это советским еще людям, у которых в недавнем прошлом госзакупка никогда не зависела от себестоимости, было бы бессмысленно и даже беспощадно.
...Пожиток - тоже прибыль, выручка, барыш, выгода, польза, нажиток (вот сколько было синонимов! Все как метлой смело). Правда, грань тут тонкая (с деньгами с давних пор и доныне так): поживиться - это уже добывать чужое, жить на чужой счет. Бывает - точь-в-точь как нынче - что Не до поживы - быть бы живу.
Предки понимали возможность нечестной наживы: Как нажито, так и прожито (Не только наши предки: Male parta male dilabuntur; mal gagne, mal depense, etc).
Но в основном-то все же - Не деньги нас наживали, а мы их нажили.
Зато в Толковом словаре Ушакова в 1938-м "сталинском" году нажива сопровождена уже стилистической пометой "неодобр." и расшифрована исключительно как легкий доход. Пример - единственный: Погоня за наживой.
Через двадцать лет, в "хрущевском" 1958-м, это значение как единственное стабилизирует уже и Академический словарь: легкий нетрудовой доход; наживание денег, материальных ценностей. Приводятся соответствующие примеры из Толстого (так карты века легли, что очень он помог большевикам своим морализированием; но им вообще тогда многое легло в масть) - "Все эти люди... наживают деньги так, что при наживе заслуживают презрение людей" и Чехова: "Вся жизнь у него в деньгах и в наживе".
И несколько еще лет назад санитарный врач в одном из районов Горного Алтая говорил мне с возмущением о единственной во всем районе семье преуспевающих фермеров (приехали шахтеры на пенсии, муж и жена, жить и работать в красивые места - и показали всем, что могут сделать работящие люди): "Они же о наживе думают!"
А известный вирусолог Н.В. Каверин напомнил мне недавно: "Ведь только в погоне за наживой нэпманы в середине 20-х вернули жизнь в разрушенную страну! А вспоминает ли кто о них?" Михаил Булгаков, в отличие от многих собратьев по цеху не поддавшийся утопии, наблюдал тогда с крыши высокого дома в Большом Гнездниковском чрево Москвы: "Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево больших, живых городов, но снизу сквозь тонкую завесу тумана подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ...
"- Москва звучит, кажется, - неуверенно сказал я, наклоняясь над перилами.
- Это - Нэп, - ответил мой спутник, придерживая шляпу.
- Брось ты это чертово слово! - ответил я. - Это вовсе не Нэп, это сама жизнь. Москва начинает жить".
("Сорок сороков", 1923).
Как поступили с нэпом, более или менее известно.
И вскоре (и очень надолго) стало уже непонятно, как это деньги, во-первых, могут сами по себе увеличиваться. А во-вторых - зачем вообще нужны люди, наживающие деньги. Ведь деньги берутся вот откуда - их выдает нам два раза в месяц государство. Или раз в месяц - в виде пенсии.
"- Вот я, например, выстроил бы всех олигархов - и всех до одного собственноручно бы расстрелял.
- А как же тогда ваша пенсия?
- А при чем тут моя пенсия?"
(Из недавнего разговора генерала С.Е.Вицина с незнакомым ветераном).
Но об олигархах - в следующий раз.
Статьи по теме
Это жуткое слово "нажива"
В свете "дела ЮКОСа" начинает все явственнее выходить из тьмы общего невнимания глубокое лицемерие, лежащее в основе действий всех ветвей власти и всех подпевающих ей публицистов. Все они будто сговорились не упоминать нечто очень важное. И сейчас этот их сговор все более и более обнажается.
Что-то новое в воздухе
На глазах меняется в обществе что-то очень существенное. Поэтому не ликовали, а стояли после приговора молча противники Ходорковского возле зала суда. Поэтому растет рейтинг осужденного. Поэтому письмецо Калягина, Говорухина, Розенбаума и других явно не добавит им славы среди их поклонников.
Милость к падшим
Обличать подписантов письма против МБХ не стоит. Надо их поблагодарить за совершенную глупость. Она общественно полезна. Что же касается отношения к этим людям, то мотивы их поступка понятны. И, поскольку человеку свойственно ошибаться, исправить совершенную ошибку всегда можно.
Время использованных гордонов
Вертикальная наша эпоха порождает особый вид деятелей культуры – безмозглых, бессовестных и готовых подписывать кремлевские цидульки просто так, от полноты жизни. По той простой причине, что им нравится нынешняя власть и нравится собственная вовлеченность в управление Родиной.
Начало кампании
"Известия" опубликовали призыв двух интеллектуалов поддержать расправу над Ходорковским. Партия "Одобрямс" уже создана, теперь требуется нарисовать вокруг нее массы ликующих тружеников. Их яркие представители будут говорить от нашего с вами имени. Позвольте заранее отказать этим ребятам в моем голосе.
После приговора. Часть вторая
"Чего тут понимать? - дружелюбно говорит государственная власть своему электорату. - Ну, где он мог, подумай сам, свои миллиарды взять? У тебя и украл - просто как репа. Заберем у него, а самого - укатаем. И всего делов".
После приговора. Часть первая
Приглядимся же поочередно ко всем понятиям, на которых кремлевские политтехнологи или, возможно, близкий к ним интеллектуальный обслуживающий персонал прокуратуры строят те тексты, которые должны выражать сегодняшний vox populi. Первый архетип - ГРАБИТЕЛИ, ГРАБЕЖ, ГРАБИТЕ...