в блоге Оправдание лжи

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 10.07.2015

383

(Ольга Бычкова.) Государственный архив России опубликовал документ... Смысл в том, что 28 героев-панфиловцев - это абсолютная сказка. И легенда, которую придумали журналисты "Красной звезды" в 1941 году. В 1947-м этот обман вскрылся. Потом взял и закрылся. А теперь он снова открылся.

28 панфиловцев - это был важный мобилизационный миф. В эпоху, когда страна терпела страшные поражения. Когда необходим был Николай Гастелло, 28 панфиловцев, когда было необходимо вот не разбираться в деталях, что там подожгла Зоя Космодемьянская, подожгла ли она крестьянские амбары или немецкую казарму... тогда это была война, которая требовала тотальной мобилизации народа. И 28 панфиловцев, политрук Клочков, вставший киргиз с гранатой под танк - возможно, это сказка. Но эта сказка, которой люди верили и которая вдохновляла огромное количество людей на войну... Поэтому, допустим, эти 28 панфиловцев, конкретно этот бой был изображен журналистом в некой метафорической форме... Потому что не было времени в ноябре 41-го года разбираться в деталях... Это совокупно. Это неизвестный солдат, который обрел образ 28 панфиловцев... Поэтому это оправдано, я считаю. Эта легенда, она оправдана.

Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека

Вот я и сказал, что хотел сказать на этот раз. Но тяжелое раздумье одолевает меня. Может, не надо было говорить этого. Может быть, то, что я сказал, принадлежит к одной из тех злых истин, которые, бессознательно таясь в душе каждого, не должны быть высказываемы, чтобы не сделаться вредными, как осадок вина, который не надо взбалтывать, чтобы не испортить его...
Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда.

Лев Толстой. "Севастополь в мае"

А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

Александр Твардовский. "Василий Теркин"


Материалы по теме
29.05.2015 статья Виталий Портников: Спасение во лжи →
27.04.2015 статья Илья Мильштейн: Узник замка Миф →
28.07.2014 статья Борис Соколов: Боевые трофейки →
25.07.2014 статья Илья Мильштейн: Народные исказители →
07.05.2007 статья Борис Соколов: Уцененная победа →
20.02.2004 статья Борис Соколов: Хорошо бы уже и умением →
25.06.2015 в блоге Пара фраз: То был век богатырей →
22.05.2015 в блоге Пара фраз: За Аттилу против Рима →
22.05.2015 в блоге Пара фраз: Портрет героя →
30.06.2014 в блоге Пара фраз: Пропаганда войны →
27.06.2014 в блоге Пара фраз: В стиле разбойника →
22.05.2014 в блоге Пара фраз: Машина имени Геббельса →
04.04.2014 в блоге Пара фраз: Нагромождая улики →
20.09.2013 в блоге Пара фраз: Война за веру →

Комментарии
User orge, 10.07.2015 11:16 (#)
4479

С чего это вдруг реанимируют эту фальшивую историю? О том, что это выдумка журналюги Кривицкого, было давно известно.

"...показания бывшего командира 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова: ... В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно…".

А с Максима что взять? Испарения от потребленного кокса, разве что...

User adamkasimir, 10.07.2015 15:34 (#)
3543

Всё так, но не хорошо противопоставлять двух настоящих Гениев обкуренному мерзавцу, чей ум и талант проявляется единственно в том, что он говномёт.

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:19 (#)

Он сволочь, но вовсе не глуп, что делает его ядовитее и опаснее.

User adamkasimir, 11.07.2015 07:53 (#)
3543

Его талант - в способности забивать бессмысленой болтовнёй, потоком мутной демагогии своего оппонента.
И он не опасен для людей, которые успевают разглядеть в этом потоке отбросы всех старых человеконенавистнических, каммуняцких и нацистских лозунгов...

twitter.com havas0000f [twitter.com], 17.11.2016 21:57 (#)
4010

Когда до вас, комментаторы, дойдёт, что нельзя мешать в одну кучу советский большевизм(который никуда не исчез, он лишь, как хамелеон, по обстоятельствам сменил окрас) и германский национал-социализм Адольфа Гитлера. НС - это антипод марксизма и всех его конфигураций. В самом деле, за что же тогда погибали миллионы и миллионы с той и другой стороны? Наверное, не за "брюхо". Это был идеологический, мировоззренческий, Армагеддон, чтоб вы знали. А кто был на стороне сил добра, говорит хотя бы надпись на пряжках германских солдат:"Gott mit uns". Людоеду же Сталину не нужен был никакой бог. >> Компетентный профессор.

, 10.07.2015 16:00 (#)
23024

Кривицкий конечно сталинский пропагондон, но оставил после себя интересные, изобилующие деталями, заметки о подписании пакта о безоговорочной капитуляции 9 мая 1945 года и об известной в довоенном СССР европейской кинозвезде Франческе Гааль, которую нашёл в Будапеште советский офицер.

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:20 (#)

Это которая играла в "Маленькой Маме" и - втором фильме - не вспоминается. "Петер"?

, 12.07.2015 00:01 (#)
23024

именно. Петер и Маленькая мама, шедшие в советском прокате. Я видел в "Иллюзионе" в Москве.

User medwedb, 10.07.2015 11:18 (#)

Так, и с Гастелло, я читал - та же история. Совсем другой летчик, оставшийся неизвестным, совершил этот подвиг. Не об этом ли хотел сказать Шевченко?

User natala, 10.07.2015 18:03 (#)
3006

"Совсем другой летчик, оставшийся неизвестным, совершил этот подвиг."

Вот уж верх подлости - подвиг одного приписывать другому. Ещё хуже мифотворчества.

User tomsk_kremen, 11.07.2015 02:00 (#)

Александр Маслов . Погибли в один день.Одна часть.

User tomsk_kremen, 11.07.2015 02:11 (#)

Его останки опознаны ,но дело засекретили.

User medwedb, 12.07.2015 14:40 (#)

Гастелло.
Есть официальная версия и есть альтернативная версия. Мы уже не в первый раз видим, что историям военных лет надо доверять с осторожностью. Есть предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана» .Прежде, чем бросаться оскорблениями, почитайте в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

User natala, 12.07.2015 23:39 (#)
3006

"Есть официальная версия и есть альтернативная версия."

Вообще-то официальные версии не всегда совпадают с реальностью.
---------------------------------------------------------------------------------
"Прежде, чем бросаться оскорблениями, почитайте в Википедии."

Если я кого и "оскорбляю", то тех, кто занимается фальсификациями и подделками истории, а не погибших, которые тут ни причём. Википедию посмотрела - там тоже есть сомнения.

User dani, 10.07.2015 11:30 (#)

Нет, Максимушка - и в сорок первом все делалось с разбором. Гастелло, говоришь? А через сутки такой же подвиг совершил летчик Балтфлота Исаак Пресайзен. Но о нем - ни слова, ни в войну, не после. Надо объяснять, почему? Это я к тому, что героев в ту войну было не счесть, просто это не всегда именно те имена, на которых мы воспитывались.
Насчет же "метафорического" описания - это к Проханову.

8698

Да Вы понимаете, Гастелло, он тоже, так сказать... того... Только фамилия не говорящая.

User sergii_from_kyiv, 10.07.2015 11:36 (#)
13636

Них_я себе миф! «Героев» ведь к наградам представили, это шо ж получается грекам, в пору, раздавать правительственные награды Ясону, Гераклу и другим мобилизационным креатурам? И почему не представили к наградам Алёшу Поповича с Добрыней Никитичем? Это первое.
А второе, что это за странна такая, где для того чтобы народ пошел защищать собственную землю необходимо ему врать и выдумывать сказки?

User zvirblis_317, 10.07.2015 11:57 (#)
21611

++++++++++++

User adamkasimir, 10.07.2015 15:41 (#)
3543

Вот такая! А Алёшу Поповича с Добрыней Никитичем не представили к наградам потому, что - среди трёх богатырей, Элья Муромойц - яврей!!!

User tomsk_kremen, 11.07.2015 02:06 (#)

Какая мерзость, Адам, напхать нам в эпосы евреев ? :-)

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:24 (#)

А я ещё люблю оттуда же: "...а Будённый. ей же Богу. ночью скачет в синагогу" и "говорят, Хрущёв Никита есть мацу, но инкогнито" и т.д.

User adamkasimir, 11.07.2015 07:56 (#)
3543

Между нами: - мы же вам и Богородицу-Деву подсунули....

User tomsk_kremen, 11.07.2015 10:39 (#)

Ни стыда ни совести. :-)

User marazm_sovetov, 10.07.2015 15:43 (#)
51965

"...что это за страна такая, где для того чтобы народ пошел защищать собственную землю необходимо ему врать и выдумывать сказки?.."

Очень точно подмечено! А еще нужно стоять за спиной этого народа с автоматом. А разгадка в том, что "русскую землю" ни одна собака не хочет защищать - эта земля нах никому не нужна. Ну, и приходится правителям выдумывать всякие ухищрения, чтобы заставить народ их защищать.

User sergii_from_kyiv, 10.07.2015 16:51 (#)
13636

Загранотряды – это вообще что-то запредельное, изобретение для контроля рабов, коими де факто и де юре и были большая часть населения, не имевшие паспортов.

(комментарий удалён)
User help007, 10.07.2015 23:31 (#)
5984

Вот чувствую - мне не повезло просто, здесь - вы ничего не путаете)))

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:29 (#)

С Зоей не так уж просто. Она была в числе засылаемых чекистами команд, которые сжигали деревни, оставляя жителей без крова - знаменитая Йоськина "тактика выжженной земли". Жители деревни, где её вешали, радовались её казни. Зойкин брат погиб на фронте, ему посмертно Героя влепили, полагаю, по идеологическим мотивам. очень уж похоже но совковую пропаганду. А вот их мамашка очень долго и успешно (и прибыльно) разъезжала по всё стране после войны с рассказами о погибших героях Космодемьянских.

User natala, 10.07.2015 18:05 (#)
3006

"что это за странна такая, где для того чтобы народ пошел защищать собственную землю необходимо ему врать и выдумывать сказки?"

Справедливый вопрос. Видать страна какая-то неправильная, если без мифотворчества не обходится.

User ionatanoldd, 10.07.2015 23:07 (#)

верно! такая страна....

15776

Зато иуду Александра прозвали "Невским".

User zvirblis_317, 10.07.2015 11:56 (#)
21611

Так и думал, что вчерашний бред шавченко попадёт либо в в говномер, либо в парафраз. Не ошибся. Хорошо его Оля Бычкова раскрутила, честно и профессионально :))) Там были и другие пёрлы, но хватит и этого :))

8698

Да Вы, батенька, мазохист, Шевченку слушать :))

User zvirblis_317, 10.07.2015 13:58 (#)
21611

Никогда не вредно знать, чем дышит враг. Иначе боевой настрой растерять можно :))

User adamkasimir, 10.07.2015 15:46 (#)
3543

Сань, этого ... не стоит слушать! Он срачит, как пулемёт-говномёт по полям а смыла в его трёпе меньше, чем в междумэтиях нашего "деда"!

User zvirblis_317, 10.07.2015 16:13 (#)
21611

Я знаю. Поэтому даже не смотрю, а слушаю фоном из телевизора, сидя у компа. А вот когда выступает Шендерович, например - иду смотреть.

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:33 (#)

Саша, я было попробовал разок, так минуты через три блевать потянуло. Хошь бы спьяну, не обидно было бы, а с Максимки - тьфу! А за Шендеровича мне просто страшно - как бы они ему ничего не сделали, он им с плеча рубит, прямо как покойная ВИН.

User zvirblis_317, 11.07.2015 09:31 (#)
21611

А за Шендеровича мне просто страшно
---------------------
Вот и мне тоже.

User adamkasimir, 11.07.2015 14:14 (#)
3543

И я молюсь провидению!

(комментарий удалён)
, 10.07.2015 15:11 (#)
23024

как говорил по пьяни мой комбат - скорей бы война да в плен сдаться.:-))

User leokadij [myopenid.com], 10.07.2015 17:27 (#)

В 1941 сдались в плен 3 миллиона...

, 10.07.2015 17:44 (#)
23024

да, но я вообще-то пошутил, тут другое...

Мужик он был офицер как офицер. Но ни кола ни двора, странствования по гнилым гарнизонам, из-за этого две жены от него удрали. Тосковал, видно было как завидовал нам, двухгодичникам - мы оттянем лямку и домой, а ему гнить в этой заднице. В академию не приняли... Пил сильно. Не знаю, что с ним потом стало.

User leokadij [myopenid.com], 10.07.2015 18:06 (#)

Ага, теперь понял.
Армия вообще-то - бесчеловечная машина, перемалывает людей в песок. Редко кто остается человеком.

21326

Да ланна...
Двадцать лет отслужил - и ничего, песок только с возрастом)))
И не такой уж это редкий случай после армии.
Знаю сейчас минимум троих знакомых сослуживцев, очень адекватно оценивающих события в Украине и роль "вяликого саседа" в этой войне.

User leokadij [myopenid.com], 12.07.2015 08:46 (#)

Таких, как Вы - меньшинство.
Большинство после 20 лет службы с трудом встраиваются в жизнь "на гражданке".

User igor_in_CT, 11.07.2015 06:35 (#)

Но зато отец рассказывал, что по сводкам Совинформбюро, к концу августа 41-го больше немцев было "уничтожено и взято в плен", чем весь состав Вермахта.

User leokadij [myopenid.com], 11.07.2015 06:47 (#)

Да, я тоже слышал об этих "духоподъемных" сводках.

User vafaz, 10.07.2015 17:03 (#)
23348

Пропаганда во время боевых действий - это понятно. Но зачем возвращаться к этой выдумке спустя пару десятилетий?

P.S. Забавно, что максимка заодно и казахов лягнул. Северные территории зачесались?

User akarpov, 10.07.2015 17:53 (#)

Неправда, что партия придумала вертолет...

User natala, 10.07.2015 18:08 (#)
3006

"Поэтому это оправдано, я считаю. Эта легенда, она оправдана."

А может хватит уже оправдывать враньё, красиво называя это "легендой"? Уже война давно прошла а ничего не изменилось, враньё на вранье сидит и враньём погоняет.

User veratoloz2012, 10.07.2015 21:15 (#)

Как анекдот о Неизвестном Солдате. "Папа, а что такое Неизвестныи Солдат? А это тогда когда неизвестно был он солдатом или не был, сынок."

User nanoscience, 10.07.2015 21:51 (#)
3460

Ложь, по Достоевскому, находится в самом корне авторитарной идеологии. Но, надо заметить, что эти демиурги, они думают, что это ВО БЛАГО ЛЮДЕЙ, понимаете? Михалков говорит, что надо пороть. А ложь, это, как бы дать радость людям. Человек счастлив, молится своему богу, демиургу, берет от него хлеб, который сам же и произвел, и он типа счастлив, ага? Ложь во благо людей не есть криминал, -- они так читают, а вы? Ведь, если вас порют, то как можно быть счастливым, не отвечая, не имея возможности?

Мы, сильные люди, мы не нуждаемся в демиурге, в том, чтобы молиться паханам. Мы зарабатываем сами. Мы думаем сами. Но, понимаете, нас мало. Надо, чтобы люди верили этой элите, которая самостоятельная, кулакам, а не той, криминальной. Вот и все дела.

Как можно верить, если нет информации. Это и есть ложь, во главе всей политики. Они, коррупционеры, хотят осчастливить людей этой ложью, чтобы им можно было воровать наши деньги и дальше. А элита работающая во благо страны загнана законами типа лугового в угол, а то и в тюрьму, за то, что хотели дискуссий, демократии, осознанного выбора, дать людям САМОЕ ГЛАВНОЕ богатство -- информацию.

Горбачев дал свободу слова, и вызвал тем самым социальную революцию. 90-е были революцией. Больше и больше людей верили в СВОИ ЛИЧНЫЕ возможности, а не в государя. Теперь откат.

Теперь ложь коррупционеров побеждает. Геббельс тоже понял, что ложь -- это основа политики фашистов.

(комментарий удалён)
User ionatanoldd, 10.07.2015 23:14 (#)

хорошая книжка - умная. А бумага мяккая?

User benjosef, 11.07.2015 10:30 (#)

Есть такое понятие -ложь во спасение. Я хорошо помню, что 23 июня 1941 года Командование РККА (тогда еще не было организовано Информбюро) сообщило о двухсот с чем-то сбитых советских самолетах, и о трехсот с лишним -немецких. Спустя много лет появились сведения о том, что в первый день войны немцы уничтожили на земле свыше 1200 наших самолетов. До этого подобная ложь была после окончания финской войны. Сообщили о 50 тысячах погибших советских военнослужащих и свыше 80 тысяч -финских. Занизили наши потери втрое, завысили финские потери вдвое.

, 12.07.2015 04:09 (#)
3887

Шевченко: "возможно, это сказка."
================
Он еще не уверен.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: