Церкизбирком
Оказывается, председатель ЦИКа Владимир Чуров не просто православный, усиленно демонстрирующий свое благочестие. Он пользуется особым доверием некоего московского пастыря и по его благословению участвует в богослужении, облачившись в стихарь, то есть в качестве церковнослужителя (теперь понятно, почему он не может сбрить бороду). Этот интересный факт сообщил в своем блоге один из самых энергичных православных активистов-охранителей, глава учрежденной им самим "Ассоциации православных экспертов" Кирилл Фролов, который, по его словам, причащался святых даров вместе с Чуровым у того же священника. "Это серьезный священник, - уточняет Фролов, - лицемера и фальсификатора он бы к причастию не допустил".
Ну, не будем упрощать. Раз причащался, то и исповедовался, а раз допущен к причастию, батюшка грехи ему отпустил. Наложил ли какую епитимью во искупление - Бог весть. Вот так будет точнее.
Все это, впрочем, частное дело Чурова, если, конечно, не рассматривать его как нарушение конституционного принципа отделения церкви от государства. А вот позиция Русской православной церкви в нынешнем политическом кризисе - дело отнюдь не частное.
Официально РПЦ не участвовала в предвыборной кампании, не благословляла кандидатов и не освящала избирательных участков. Архиерейский собор еще в феврале категорически запретил священникам и монахам вести политическую агитацию и состоять в политических партиях, а также выражать с амвона свои личные политические взгляды. В Волгограде одну чиновницу районного масштаба даже привлекли к административной ответственности за попытку мобилизовать священников на поддержку "Единой России". Более того: некоторые батюшки - в личном качестве, а не от имени церкви - были наблюдателями на выборах и потом живо и метко описали представшую им картину, при этом, как и предписано собором, не ассоциируя себя ни с властью, ни с одной из партий. Но после выборов молчать стало затруднительно. РПЦ считает себя столпом и мерилом общественной нравственности и просто обязана была высказаться в ситуации, когда значительная часть общества считает себя обманутой, а власть - аморальной и утратившей легитимность.
"Куда подевался патриарх Кирилл?" - недоумевала после выборов православная блогосфера. Да никуда он не девался. 4 декабря предстоятель проголосовал перед телекамерами в своей резиденции в Чистом переулке, сопроводив волеизъявление цитатой из Павлова послания Ефесянам, в котором апостол умоляет единоверцев "сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). В тот же день патриарх совершил литургию в Большом соборе Донского монастыря и обратился к пастве с нарочито нейтральным напутствием: "Мы с вами добровольно избрали политическую систему, которая предполагает борьбу, конкуренцию людей, объединившихся в политические партии. Систему, которая предполагает некое разделение народа и общества. От того, как мы будем использовать эту систему, многое зависит. У меня нет и не может быть никаких рекомендаций и рецептов политического характера, но как пастырь я говорю от слова Божия..." Он повторил слова Павла о сохранении единства духа, присовокупив к ним притчу Иисуса об обреченности царства, если оно "разделится само в себе" (Мк. 3:24). День выборов совпал с годовщиной интронизации святителя Тихона, и патриарх Кирилл помянул недобрым словом революцию, "когда народ был охвачен ужасом беспамятства, когда были разрушены все определенные тысячелетним развитием страны ориентиры, когда были попраны святыни, когда народ отказался от Бога и стал связывать свое будущее с соблазнами и невыполнимыми греховными обещаниями".
Какой-нибудь ретивый антиклерикал легко поддался бы соблазну плоского толкования этих высказываний, но мы этого делать не станем.
Не молчал патриарх и в последующие дни. Не говорил он лишь о том, что волнует паству. Зато говорили другие клирики и "православные эксперты". Иваново-вознесенский игумен Виталий (Уткин) прославился тем, что еще в ноябре написал в Твиттере: "Довольно революций, да здравствует порядок. А это означает полное отвержение ходорковско-навальновской идеологии. И благословение, в случае необходимости, внутренних войск на подавление мятежа". "Международный православный эксперт" из Молдавии Владимир Букарский в посте от 6 декабря, озаглавленном "ОМОН, за работу!" мечтает об исчезновении скверны социальных сетей, забыв, что пользуется одной из них: "Я предпочитаю, чтобы не было ЖЖ (а вместе с ним - "твиттеров", "фейсбуков", "вконтактов", "одноклассников" и прочего говна), но чтобы при этом в России исчезла вся оранжевая шушера".
На этом фоне вполне респектабельно и трезво прозвучали мнения лиц, которых мы привыкли считать приближенными патриарха. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил о готовности православного правозащитного центра "внимательно изучать" сообщения о нарушениях избирательного законодательства и в случае подтверждения фактов ставить о них в известность церковное священноначалие и органы государственной власти. Протодиакон Андрей Кураев одобрительно отозвался об участниках митинга на Болотной: "У этих людей прибавилось самоуважения, вкуса к жизни в России, ощущение себя не офисным планктоном и не жертвой исторического процесса, а его участником и творцом", - и призвал власть войти "в комнату для переговоров, которая была открыта этими протестными акциями".
В некоторых публичных заявлениях патриарха вроде бы чудился отдаленный отзвук бурных событий. 17 декабря в проповеди по случаю дня святой великомученицы Варвары он говорил о зловредности информационных технологий: "Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь". Наконец, 18 декабря в Ногинске после совершения литургии глава РПЦ высказался более определенно. "Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, - сказал он, - в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог... Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с бόльшим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий - с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей".
"Православный эксперт" Фролов проявил чудеса демагогии, дабы услышать в словах патриарха то, чего там нет: "Лично я убежден, что слова Святейшего опять же ясны и недвусмысленны, они исключают попытки изворачивающихся адвокатов "оранжевого дьявола"..." - ну и так далее.
Однако после обращенного к властям призыва к диалогу патриарх Кирилл 21 декабря поздравил Сергея Нарышкина с избранием спикером Думы и передал через него новоизбранным депутатам поздравления "с началом работы", тем самым признав результаты выборов. А 22 декабря, к вящему ликованию "православных экспертов", духовник патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) выступил в эфире радиостанции "Радонеж" против "всякого наглого оголтелого разрушения стабильности". "В чем суть нынешней ситуации и многих разговоров в нашей стране?" - вопрошает старец. И сам же себе отвечает: "Это не что иное, как провокации людей, которые стремятся вызвать в России смуту, организовать беспорядки, что на руку тем, кто так ненавидит нашу страну и желает подорвать в ней стабильность, благополучие и мирный ход жизни, который только намечается в нашей стране. Деяния недругов нашей страны привлекают из бездны темные силы, тем самым провоцируют хаос, который более опасен, чем период украинской так называемой оранжевой революции. В этот сценарий вполне вписываются те события и выступления, которые мы наблюдали в Москве и Санкт-Петербурге в минувшие дни. Эти вопли, которые раздавались на Болотной площади, по свидетельству очевидцев, нередко оплачены организаторами этих событий, являются проявлением страстей и ненависти в нашем Отечестве, которое становится на путь мирной жизни".
Окончательный итог колебаниям подвел 23 декабря сам патриарх в своем докладе Епархиальному собранию Москвы. Из всех затронутых в докладе тем информационные агентства безошибочно выделили и вынесли в заголовки одну - инвективу против социальных сетей. "Наивное доверие нынешнего человека информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием", - сокрушался предстоятель и противопоставил ложному единству и "моральной деградации" пользователей Фейсбука и Твиттера подлинное "чудо народного единения", проявившееся в массовом поклонении поясу Богоматери.
Ну что ж, так и запишем: у Святейшего был шанс. Но он им не воспользовался.
Статьи по теме
Приезженная пластинка
Патриарх Кирилл отлично умеет многое не замечать, многое не цитировать. Он прошел великолепную номенклатурную школу. Если он решил - впервые, кажется, - цитировать расистские заявления светских номенклатурщиков, значит, он очень точно все взвесил.
Цензура Христа ради
Архиерейский собор Русской православной церкви сформулировал принципы отношения к богохульству и клевете по адресу церкви. Сами иерархи считают, что предлагаемые ими меры не выходят за пределы допустимой законом самообороны. Однако многие журналисты и гражданские активисты опасаются возрождения в России православной цензуры.
Под стягом нестяжательства
Многие верующие сочувствуют священникам-диссидентам и согласны с их пожеланием патриарху Кириллу: "Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их".
Поясное время России
За благодатью не стоят в очередях, она не обитает в Храме Христа Спасителя, а зарабатывается она не кликушеством, не стоянием на коленках, не расшибанием лба, даже не молитвами и уж, конечно, не взяткой и не спецпропусками, не участием в языческом позорище в центре Москвы, а добрыми делами и служением правде.
Реформа как реакция
Митинг 24 декабря заставил власть резко ускорить законодательное оформление политреформы: Кремль моментально отправил в Думу законопроекты об упрощенном порядке регистрации партий и кандидатов на выборах и тут же объявил об ускорении срока ввода изменений в действие. Таким образом, реактивная политическая модернизация началась.
Он ушел дать нам волю
В правление Медведева все эти реформы были невозможны - недаром он сам в 2009 году говорил, что "ни сейчас, ни через 100 лет" не видит условий для возвращения выборности глав регионов. Политические реформы в современной России Дмитрий Анатольевич видел только в гробу, то есть в форме политического завещания.