статья Корчится безъязыкая

Дмитрий Галко, 26.01.2021
Дмитрий Галко

Дмитрий Галко

Что бывает, если послушаться окриков из Кремля, хорошо видно на примере Беларуси. Где формальное двуязычие обернулось тотальной русификацией, а та в свою очередь - угрожающей зависимостью от Москвы, вплоть до неспособности самостоятельно решать политическую судьбу. Здесь, для того чтобы жить с Кремлем в мире и получать за это преференции, отказались от всего своего: языка, истории, культуры.


Комментарии
User orge, 26.01.2021 14:38 (#)
4479

Мордор свободным быть не может по определению. А вот частями -- с большой долей вероятности.

User marazm_sovetov, 28.01.2021 13:41 (#)
51965

Да, конечно. Выражение "свободная Россия" -- это такая фигура речи.

User hermit, 26.01.2021 16:03 (#)
17563

- Согласен с каждым словом статьи на 100%.
- Однако, если Хрущову в белорусском было "ни черта не понятно", значит он хреново знал украинский.
- Красивая фотография: "Хватит сердцу разрываться от скорби", если мой украинский позволил мне правильно прочитать слова песни.

User alex362, 26.01.2021 18:28 (#)

А что тут переводить - читаешь вслух и понимаешь по украински: "Годі серце жалем рвати". Кстати, фраза действительно красивейшая.
А Хрущ был просто придурком - зная русский и украинский не понимать белорусский невозможно. Вот говорить правильно - другое дело. Недавно на пьянке хотел произнести тост одному белорусу, так полчаса перед тем рыскал по интернету, искал, как надо правильно сказать. И всё равно допустил пару ляпов.

User cypa, 26.01.2021 20:15 (#)
51973

Не стоило заморачиваться, никто ваших ляпов не заметил бы, поскольку четкой единой нормы у того языка, который стали считать в начале ХХ века белорусским, нет. А красивая фраза на плакатике имеет больше сходства с украинским, чем с принятым в 30-тые годы на территории БССР якобы государственным языком.

User alex362, 26.01.2021 23:18 (#)

Да никто и не заметил, все уже поддатые были :)
Сложно белорусам. Даже в Вики вон два сайта - современный язык и тарашкевица. В Украине тоже пытались после восстановления независимости вспомнить правописание Скрыпника, но тема быстро заглохла, потому как есть куча диалектов,но есть и единый литературный. А белорусам придется начинать возвращение языка с жутких развалин. Одно может вдохновлять - евреи вон вообще мёртвый язык возродили, так что это не невозможно.

User cypa, 27.01.2021 20:08 (#)
51973

А что возвращать-то?! )) Даже в конце XIX века на какой-то значительной части западных окраин Рос. империи вряд ли существовало единое языковое пространство. Как и везде, ввиду низкой мобильности и неграмотности сельского населения там была пестрая мозаика диалектов и местных наречий. А в наше время по-белорусски в республике обычно говорит в основном белорусская образованщина, да и то лишь на публике. Причем зачастую говорят они даже не на введенном советской властью официальном языке БССР, а на т.н. "трасянцы".

User alex362, 28.01.2021 03:07 (#)

Не знаю реальной ситуации, не был в стране. Но диалекты легко сглаживаются, они обычно касаются очень специфических терминов и действий, тогда как грамматика и общий словарный массив всё же одинаков. Есть куча фонетических правил, специфических исулючительно для белорусского языка, так что восстанавливать можно начинать даже и из трясанки, постепенно выдавливая иностранные слова. Было бы желание.

User cypa, 28.01.2021 17:59 (#)
51973

Зная, в отличие от вас, реальную ситуацию, я полюбопытствую: а зачем? )) Зачем людей, с детства разговаривающих на русском языке и считающих его своим родным, принуждать к употреблению архаичного диалекта, которым почти все население республики не пользуется и толком его не знает? Неужели назло “москалям”?! Может, тогда следующим шагом в приказном порядке следует ввести обязательное ношение в общественных местах “вышиванок” и прочей сельской одежды, назначенной Минкультом БССР в качестве национального костюма для коллективов худ. самодеятельности?

User alex362, 28.01.2021 19:10 (#)

Это вы из постановления партии о формировании единой исторической общности "советский народ" почерпнули? Если нет, то поищите онлайн - почти слово в слово. И, кстати, тоже слово в слово повторяет идеи создания в 19 веке "единой оттоманской нации", не слыхали про такую? Тот же принцип - оккупант навязывает свой язык, уничтожая всё местное как ненужное и отжившее. А какая разница, колбаса или ковбаса - главное, чтобы она была!
Главное - слепить один народ не имеющий родства и памяти, размахивая жупелом "великой российской культуры", которая началась Пушкиным, закончилась Толстым и Чеховым, и благополучно почила в Бозе, не произведя за последующее столетие в России ничего нужного (эмигранты и антисоветчики не в счет - они как раз чужие культуры не убивают). Но зато ощущение причастности к большой банде, способной нагадить везде в мире - это ли не великолепно?

User cypa, 28.01.2021 21:08 (#)
51973

В огороде бузина, а в Киеве )) дядька... Подлинная независимость недавно созданного государства состоит не в отрицании и разрушении общего языкового пространства с бывшей метрополией, а достигается совсем другими путями. Конечно, проще создавать видимость самостоятельности через принуждение несознательного населения подчиняться хотелкам новых властей, однако результаты такой политики всегда печальны. Большевики тоже кричали “разрушим до основанья, а затем”..., а затем слепили людоедский режим, сравнимый разве что с нацистской Германией.

User alex362, 28.01.2021 21:24 (#)

Давайте, давайте, рассказывайте прекраснодушную теорию о том, как можно добром победить зло. А против вас выпустят войска или ОМОН, и пока вы будете дарить им цветочки, вас просто уничтожат.
Если белорусы не хотят принести себя в жертву молоху и этим продлить агонию империи, у них последний шанс восстать и начать реально бороться, причем на всех фронтах, включая и языковой. Или надо благодушно смириться, принять судьбу многих исчезнувших народов, от которых остались только названия. Вот жили в Карпатах некие Карпы - а кем они были и куда пропали уже никто не помнит.

User cypa, 28.01.2021 21:43 (#)
51973

Это естественный процесс и история не сохранила многие названия канувших в лету племен и народов. Вот вы, раз уж проявили такой интерес к белорусам, попробуйте отыскать в серьезных источниках время и обстоятельства появления этого названия для жителей западной окраины Рос. империи. ))

User nanoscience, 29.01.2021 05:01 (#)
3460

Уважаемая Сура, я понимаю направленность вашей энергии. Но, хочу сказать, что и Украина и Литва и Латвия и Молдавия стараются таким образом СОЗДАТЬ национальную идентичность, а без языка они ничто.

User cypa, 29.01.2021 21:22 (#)
51973

Кто вас так нагло обманул, что обязательно какой-то особенный “свой” язык стоит во главе угла национальной идентичности?! )) Напомнить, каким языком пользуются в США, UK, Австралии, Канаде? А в странах Латинской и Южной Америки? Про Германию, Швейцарию и Австрию тоже подзабыли?

User nanoscience, 29.01.2021 21:34 (#)
3460

Это не меня, а руководителей перечисленных мною стран спросите. Спросите автора данной статьи, который считает, что язык это оружие.

User cypa, 29.01.2021 21:42 (#)
51973

Вообще-то, я отвечала на ваши слова "без языка они ничто". А статью Портникова я и читать не стала, уже лет как 10 все то же толчение воды в ступе.

User cypa, 29.01.2021 21:46 (#)
51973

Прошу прощения, оказывается, это же статья Галко, белорусского брата-близнеца украинского патриота Портникова. Легко ошибиться!

User ivory, 15.02.2021 21:41 (#)
50120

- Правда ли, что водитель Иванов вьіиграл в лотерею сто рублей?
- Правда, только он не водитель, а зав складом. И он не Иванов, а Рабинович.
И потом, ето совсем не не сто, а десять тьісяч - не рублей, а долларов. И не в лотерею, а в преферанс.
Вот только он не выиграл, а проиграл.

User cypa, 17.02.2021 15:42 (#)
51973

Не ожидала, что можно так неудачно пересказать этот древний анекдот.
Причем совершенно не в тему топика. Ладно, дарю вам апгрейд, учитесь!
- Правда ли, что Лукашенко выиграл чемпионат мира по шахматам?
- Да, правда, только не чемпионат мира, а президентские выборы!
И не выиграл, а проиграл. И не Лукашенко, а Трамп. А так, все остальное – правда!

User ivory, 17.02.2021 18:47 (#)
50120

Лукашенко? Нет, ето не на топик. На ваш пост.
Не писать же, - не читал, но одобряю.
Поєтому так. Правда ли, что так?
Да правда. Но не так.

User cypa, 17.02.2021 22:10 (#)
51973

Объясняю: я отвечала “нонсенсу”, который ссылался на слова автора топика, зацикленного, как и многие из подобных ярых патриотов, на пропаганде единственно “правильного” национального языка. Зная эту фишку, уже не обязательно читать все тексты таких авторов, уже многие годы талдычащих одно и то же. А вы зачем-то выложили бородатый анекдот! Причем упустив заключительную ключевую фразу, в которых обычно и содержится соль большинства анекдотов. Вот я вам ее и напомнила, сделав персонажами не каких-то ивановых и непременных рабиновичей, а наиболее часто упоминаемых на Гранях политиков. Теперь понятно? ))

User agan, 27.01.2021 21:32 (#)

"Годi серце жалем рвати".
Я бы перевел "Хватит сердце жалостью рвать".

User alex362, 28.01.2021 03:13 (#)

Жаль - это не только жалость. Это и сожаление, тоска по чему-то, и они-то как раз и могут разрывать сердце. В общем фраза сложная и многозначная, и каждый понимает её по своему, что и означает намтоящую поэзию.
Это не "а я иду шагаю по Москве ", где всё просто, ясно и однозначно, как пропитанная крезолом шпала.

User cypa, 28.01.2021 21:35 (#)
51973

Слоган на самодельном плакатике прекрасен, он трогает душу и сердце. Однако к принятой в литературном белорусском языке лексике можно отнести лишь половину слов и эта фраза на государственном языке РБ правильнее выглядела бы так: "хопiць сэрцэ жалем рваць".

User alex362, 28.01.2021 21:47 (#)

Меня тоже удивило, что фраза так похожа на украинскую. Это что, тоже такая форма суржика, белорусско-украинский?
После Чернобыля у нас появились переселенцы из зоны, и их язык был примерно таким - очень похож на украинский, но с дзеканьем, цоканьем, и прочими интересными эффектами.

User cypa, 28.01.2021 22:29 (#)
51973

Все проще, большая часть жителей юга Белоруссии говорила на диалектах украинского языка с привнесенным в них "дзеканем" и "цеканем". Зато фрикативное "г" было таким же. ))

Многие украинские патриоты свободно говорят по-русски. Язык - это одно, политика - другое.

facebook.com Anton Geyn [facebook.com], 26.01.2021 18:59 (#)

А вы, Михаил, похоже, русским владеете не вполне, поскольку смысла статьи совсем не поняли.

User nanoscience, 28.01.2021 05:34 (#)
3460

Смысл статьи понятен. Это тот же большевизм.

User marazm_sovetov, 28.01.2021 16:11 (#)
51965

А что такое "большевизм"?

User nanoscience, 28.01.2021 17:25 (#)
3460

Абсолютизм.

User marazm_sovetov, 28.01.2021 19:41 (#)
51965

Сразу видно большого ученого! Вот, какой смысл в таком ответе (предположим, даже, что этот ответ верен)? Ведь, очевидно же (любому "неученому"), что значение слова "абсолютизм" знает еще меньший процент граждан, чем те, кто знает слово "большевизм".

User marazm_sovetov, 28.01.2021 16:10 (#)
51965

Ни единого слова :).

User dniprovsky, 26.01.2021 17:33 (#)

Очень толковая статья.
А закон о языке в сервисе – он в защиту клиента, а клиент всегда прав. Если продавец понимает язык клиента, то заговорят на его языке. Конечно, если тов. афроукраинец захочет на языке предков, то это трудно. Хотя я умею поздороваться на суахили. По-венгерски захотят – в Мариуполе врядли, а в Мукачеве – пожалуйста. По-румунски – в Черновицкой области возможно. По-русски практически везде. Даже в Трускавце и Сходнице, а это самая бандеровщина. Во Львове само собой. Истерика московской хунты неуместна.

Прекрасная статья, всё по делу!

User nfgbh1970, 26.01.2021 19:11 (#)
27828

Есть вариант выгодный всем - заменить статус "междогсударственного" языка со всеми деталями на межгалактический. Додоны всех сортов - отчитаются повышением статуса, молдаване - чуть меньше будут бояться "русскомирья", Рогозин и прочие - кучу денег на создание межгалактических кораблей, межгалактических "сил спецопераций". А что жители альфа-центавры? Им разве что Маск может когда-нибудь расскажет в виде анекдота))

User nanoscience, 26.01.2021 20:10 (#)
3460

Во всех случаях, когда государственный язык насаждался, после использования в этом государстве и другого языка, приходилось применять силу и получать значительное сопротивление. Мое мнение, когда государственным языком был русский, а теперь правительство хочет сделать государственным только национальный язык, надо действовать поэтапно, с этапами по 10-20 лет. Так делают казахи. Воспринимать же язык, как оружие, с обеих сторон, я думаю, это неправильно. Надо быть терпимее и применять стимулирующие опции. Если применять программы национального развития, то, со временем, национальный и английский языки сами станут ведущими и государственными. А так, большевизм какой-то получается. На этом злые русские и сыграли в Прибалтике, Приднестровье, лугандоне и Донбасе.

15776

В Приднестровье и Лугандоне "играл" не язык, а российские вояки. В Прибалтику их не пустили, и сейчас большинство "русских" там освоили национальные языки. Только самые дебильные продолжают твердить, что они могут знать только русский, а их московские коллеги - требовать, чтобы этим дебилам предоставили гражданство.

User nanoscience, 27.01.2021 00:17 (#)
3460

Вы же мне не сказали, что молдавский и румынский это одно и то же, а я этого не знал. Это совсем другое дело. Это означает, что и в СССР румынский фактически изучали, так?

User tomsk_kremen, 28.01.2021 02:44 (#)

Так,Вы, Нано и понятия не имели об чего людизаборы строят? Как? Как можно было влезть всеми копытами в разговор??! Юрий вас подвёл?

User nanoscience, 28.01.2021 03:47 (#)
3460

Но я же не знал и думал, что это два совершенно разных языка. Ну, возьмите латышский и эстонский. Я думаю, они разные, а там, кто его знает. И что значит влез в разговор? Разговор шел общий, вообще. Вообще, я не согласен с автором и это написал. Другое дело примеры. Пример Молдавии оказался неправильным. Но почему неправильным? Да потому что те специалисты, которые переехали в Молдавию по распределению, живут там уже как минимум 30 лет. Это достаточный срок или уехать или изучить язык. Но разве это хорошо, если специалисты уезжают? У них и так вся молодежь уезжает.

User nanoscience, 28.01.2021 03:48 (#)
3460

Я говорил о внезапных изменениях в языковой политике. Вот, скажем, власть перешла латышам или литовцам, и они скажем определили тут же, что государственный язык теперь латышский или литовский соответственно. Я сказал, что это правильно, но надо дать людям время на это и создать условия. Это кажется было сделано в некотором смысле, но скандал-то был. А с Молдавией, да, я лоханулся, но мы все когда-то узнаем, вот и я узнал, причем узнал сам, Дрозд мне об этом не сказал, он вообще странный Дрозд, все время бурчит что-то. И причем тут Юрий? С Юрием мы говорили на американские темы, которые мне интересны. Все мы учимся. Я учусь всю свою жизнь. Поэтому мне и зарплату платят. А то бы, остался бы в прошлом веке, как наш российский Президент... Так вам захотелось поговорить или вы все еще злой на меня? Я стараюсь вообще не злиться. Мы, русские, слишком озлоблены и слишком плохо относимся друг к другу (кроме родных конечно). Вот иду я по улице в Новороссийске. Спрашиваю бабулю, - который час, а она меня матом, уж не помню как...

User marazm_sovetov, 28.01.2021 16:14 (#)
51965

Для того, чтобы не знать, что молдавский и румынский языки -- это одно и то же, нужно быть, как минимум, доктором наук. А Вы, явно, не более, чем кандидат. Так что, не врите, Вы все прекрасно знали.

User nanoscience, 28.01.2021 17:24 (#)
3460

Вы, Маразм, наверное родились с этим знанием. И причем тут ученые степени в области нанофизики. Вы считаете, что академик, например, обязан уметь играть на рояле, хорошо петь, отгадывать ребусы на так, и быть качком? IQ по-моему не имеет никакого отношения к успехам человека в какой-то отдельной области знания.

User marazm_sovetov, 28.01.2021 19:36 (#)
51965

Да, точно, -- я родился со знанием про рум. и молд. языки, а также со знанием таблицы умножения, пары иностранных языков и факта, что Волга впадает в Касп. море. Еще, я в роддоме, в перерывах между актами сосания титьки, рассказывал всем нянечкам про два фундаментальных свойства физического тела. А Вам не повезло. Сочувствую...

User nanoscience, 28.01.2021 19:49 (#)
3460

Масса и объем? Ну, масса это энергия, но она зависит от скорости. Нулевая масса? Это что такое? А нулевой объем это объем в инерциальной системе? А что такое инерциальная система, вам тоже было дано? Я, честно, до сих пор не понимаю. Ньютон сказал, что это система, в которой выполняются законы Ньютона, но это же маразм, тавталогия, нет? Эйнштейн промямлил что-то в этом же роде. Что остается? Пустота! Люди не понимают ни хрена, проходят мимо простых фактов, которые, если присмотреться, имеют ложное толкование. Вот так рождаются невежды! Вспомните - Я знаю, что ничего не знаю. Была ли Молдавия румынской в прошлом? Нет, она всегда была российском, после присяги господаря Петру первому, и оставалась российской до самоопределения в начале 1990-х.

User marazm_sovetov, 29.01.2021 12:46 (#)
51965

Объем -- это не "физическое" свойство (так же, как вкус и запах, например). Да, "масса" сюда относится. А какие бывают "массы"?

User erevanets_levon, 26.01.2021 21:12 (#)

Языковое принуждение есть способ попрания свободы слова.

Даже Венецианская комиссия пытается урезонить языковых жандармов:
tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7286723 , копия в архиве Интернета - archive.vn/nEFO6
"В СЕ рекомендовали Украине отложить вступление в силу закона о государственном языке
6 ДЕК 2019, 11:33"

Хорошо, что в США нет таких комплексов:
sl-lopatnikov.livejournal.com/2384237.html, копия в архиве Интернета - archive.vn/l37uk
"2021-01-18 11:13:00
Получил сегодня из "районного" образовательного ведомства письмо с просьбой пройти опрос по поводу качества и проблем системы образования. Вот его скан: (...)
На что я предлагаю обратить внимание - это на каких языках можно отвечать: на английском, испанском, русском и португальском.
Откуда русский и португальский? - Оттуда, что в нашем графстве помимо американцев и испаноязычных, что естественно, есть "большое" - порядка 3500 человек русскоязычное общество и около 5000 человек с португальским языком что в сумме составляет менее 10% населения.
При личных обсуждениях в школах, всегда задается вопрос: нужен ли вам переводчик? Но не только в школах есть переводчики с разных языков. В США есть централизованная служба в госпиталях, которая позволяет обеспечивать переводчиков, владеющих медицинской терминологией со всех (известных мне) языков, включая, например, монгольский".

User new_generation, 26.01.2021 22:08 (#)

Если я наберу 911 мне на русском ответят, или мне нужно будет сказать :Бэн ай нид хэлр. :))

User clockman, 27.01.2021 14:51 (#)
3033

Чо чо нид?

User nanoscience, 28.01.2021 05:39 (#)
3460

help! Да ладно, ну, описАлся человек, чего вы выделываетесь, ведь смешно!

User nanoscience, 28.01.2021 05:37 (#)
3460

Валялся под столом!!! Я люблю этот фильм почему-то.

15776

Интересно, сколько продержится там на работе официант, который будет требовать, чтобы клиент говорил с ним по-русски (или даже по-испански). Замечу, что украинский закон предусматривает, по просьбе посетителя, чтобы чиновник говорил с ним на другом языке или предоставил переводчика. Но уж никак не наоборот.

User anticom1, 27.01.2021 20:59 (#)
35440

Лишь бы китайский не заставили учить, уж очень сложный паскуда.

User dniprovsky, 29.01.2021 12:47 (#)

Язык простой. Письмена сложные.

User marazm_sovetov, 28.01.2021 13:47 (#)
51965

Очень дельная статья! Резюмируя: с русским языком можно будет "играться", когда Россия скукожится до своих естественных размеров -- Московской области. А пока -- никаких заигрываний. Гнать язык оккупанта отовсюду!

Бросьте, господа, фантазировать. Путинская агрессия в Украине - мерзость, но и запрет на русский язык тоже гадость, никак путинщиной не оправдываемая. И гадость эта вовсе не способствует борьбе за свободу, а льет воду на мельницу путинских. А все, что вы про это напридумывали, от лукавого. Вам право навязывать нравится, вот и вся ваша лжедемократичность, такая же "суверенная", как у Путина, просто у него больше возможностей портить жизнь людям, чем у вас.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: