Волонтеры сопротивления
Граждане в России проснулись, сомнений в этом нет. И проснулись, по-видимому, надолго - я ошибался, когда предрекал скорый спад протестного энтузиазма. Граждане попробовали власть на зуб прошедшими зимой и весной - и чуть не сломали зубы. В результате граждане испугались, отшатнулись от процесса прямого завоевания власти. Но проснувшаяся ярость требует выхода, граждане толпами устремились в такие, как бы это точнее определить, моральные столкновения с властью.
Сейчас на наших глазах разворачиваются два крупных моральных конфликта. Один - это конфликт вокруг ареста панк-группы Pussy Riot и тяжелой организации под названием Русская православная церковь. На самом деле это не конфликт между верующими и безбожниками. Нет, это нравственный конфликт фактически правительственной организации, считающей себя привилегированной и уверенной в своем праве быть привилегированной, и современными молодыми людьми, как чиновники говорят, "физическими лицами", считающими, что имеют право посягать на эту привилегированность.
На поверхности это конфликт между двумя силами: группой Pussy Riot, (в переводе с птичьего панк-английского - группа "Бунт индюшек": назовем ее так вместо "бунт п...юшек", чтобы не оскорблять интернет нецензурностью) и группой попов в рясах, которые издали смотрятся как юбки. Бунт индюшек против юбочников. Казалось бы маргинальные группы столкнулись между собой.
Но суть конфликта много глубже: общество против власти, выступающей здесь в ипостаси церкви - обласканной властью организации. Патриарх Кирилл с его жестяным, резким и неприятным голосом в конце концов не менее власть, чем щеголеватый премьер Медведев, и даже крепко смотрится рядом с главным шефом - Путиным.
Конечно же, дело Pussy Riot - это продолжение бунтов рассерженных горожан, борьбы общества против власти. Все тот же бунт, но в другой форме. Потому этих хулиганок так много людей поддерживает. Ибо враг моего врага - мой друг.
Еще один конфликт на наших глазах разворачивается вокруг трагедии в Крымске. Гражданское общество ищет конфликта и хочет на самом деле расправиться с властью физически, но побаивается. Потому общество выискивает любой повод для конфликта. И любой повод продемонстрировать свое превосходство над властью.
Виновные в трагедии еще не определены - а вдруг виновной окажется все же стихия? Но общество уже, горячась, наскакивает на власть, обвиняя ее в том, что та не предотвратила наводнения и из рук вон плохо справляется с его последствиями. Был ли сброс воды из водохранилища? Почему обмелел один пруд? Спасали ли местные власти нефтепровод и потому не пожалели жителей города? Было ли оповещение жителей Крымска о надвигающейся волне или его не было вовсе? Все эти вопросы разогрели атмосферу в стране. И конечно же, это продолжение зимней и весенней протестной активности.
Общество готово уязвить власть и язвит ее беспрестанно. Во всем.
В других странах подобное тоже случается. Подобное - но по сути не то же самое. Когда ураган "Катрина" фактически разрушил целый штат Луизиана в Соединенных Штатах, там, вы помните, тоже раздавались многочисленные упреки по адресу властей. Но только у нас общество хочет избавиться от власти. И это нормально, потому что российская власть и ее методы управления невыносимы.
Волонтеры в российской жизни появились уже несколько лет тому назад, во время, помните, эпидемии лесных пожаров. Но сегодня волонтеры, прибывающие в Крымск, выступают на исторической сцене России уже в другом качестве. В волонтерах общество противопоставляет себя власти, каждый день ей кричит: "Мы лучше, мы эффективнее, мы быстрее и честнее справляемся с ситуацией, чем вы, власть!" И потому за волонтерами подразумевается все то же политическое осуждение, что звучало на площадях в декабре и в марте. А именно: "Вы и ваши выборы бесчестны, уйдите! Ты, власть неспособна, уйди!" Общество хочет само стать властью, это очевидно. Очевидно даже в таком, казалось бы, удаленном от политики явлении, как волонтерство.
Политика на самом деле у нас сейчас везде. Не имея сил и умения победить власть в физическом противостоянии, общество перенесло свою ненависть к власти в гражданскую жизнь.
Ну, в общем, это естественно. На самом деле не так важно, что на самом деле возмутит общество до восстания. Скандал с ожерельем королевы Марии-Антуанетты привел к Французской революции. Скандал с Распутиным и царской семьей способствовал Февральской революции 1917 года. Какая-нибудь трагедия города, похожего на Крымск, с плавающими по улицам трупами, может взорвать РФ. А как же иначе, если власть окопалась, ощетинилась и не считает, что даже при подобной ненависти она должна или уйти, или измениться.
Мы все разные, мы зачастую не любим друг друга, но мы все с нетерпением ждем окончания эры Путина. При нем уже так тяжело и нудно жить, как, судя по воспоминаниям современников, было нудно и тяжело жить при императоре Николае Первом. В день его смерти незнакомые люди поздравляли друг друга на улицах, обнимались, все бурно радовались.
Общество инстинктивно выкуривает власть из России. И я уверен, что не мытьем, так катаньем, волонтерами, Pussy Riot общество добьется своего.
Правда, затем начнутся другие заботы. Я бы не хотел жить в такой Российской Федерации, где у власти были бы веселые, наглые сопредседатели Немцов, Рыжков и Пархоменко. И я равным образом не хотел бы жить в РФ при правлении господина Навального - этот господин уже имеет подозрительную популярность, хотя замешан во всем, в чем замешана власть и в чем он ее обвиняет.
Статьи по теме
Жертвоисчисление
Официальные данные о числе жертв катастрофического наводнения в Крымске - 171 погибший - не изменяются уже давно. Неофициальные растут на глазах. В Сети называются огромные цифры - 3500, даже 7000 человек. Дмитрий Борко попытался собрать все видеосюжеты, запечатлевшие жертв наводнения. Однако делать по ним выводы о количестве погибших трудно.
Комсомольцы-богомольцы
Недавно точно такие же люди были комсомольцами-безбожниками. Сегодня они комсомольцы-богомольцы. Их элементарные нравственные представления сбиты настолько, что всего лишь неканоническое поведение в храме воспринимается ими как страшное преступление, а вот, скажем, удар по лицу женщины - как дело вполне богоугодное.
Свет в конце потопа
На смотровой площадке МГУ в течение четырех дней собирали помощь для пострадавших в Крымске. Забросив все дела, добровольцы под палящим солнцем разгружали, сортировали, паковали лекарства, еду, одежду для пострадавших. Как и во время лесных пожаров 2010 года, волонтерское движение явило чудеса самоорганизации и подарило надежду. Смотрите видео.
Не дрейфить!
А что нам за это будет? А как бы сделать так, чтобы ничего не было? Друзья мои, так не бывает - за неповиновение обязательно что-нибудь будет. Сначала нам, потом им. Если вы хотите получить свободу и демократию на халяву, то, уверяю вас, этого не случится. Так не бывает. Вопрос лишь в том, когда и чем надо платить.