"Не верю!" и неверные
После просмотра телефильма Бориса Корчевникова "Не верю!" первая реакция: "А что это было?" Бесконечная клиповая нарезка, дерганая камера, куча каких-то полутемных съемок и мелькание интернет-страниц. Что хотел сказать автор? Судя по многочисленным отзывам в сетях, такова же была реакция и многих зрителей - из тех, кто смог досмотреть до конца. Общий диагноз – чудовищный непрофессионализм. Православный либеральный публицист Андрей Десницкий излагает содержание фильма так:
Батюшки молодцы - а эти вообще - ну понятно же, на чьи деньги, - бабла немерено - а сами те еще сволочи - а тот вообще, говорят, педофил - а этот задом на иконы - ну вот же формула - а вот расценки - специально ведь гонят - и вообще педофилы - и все с Украины - сами ого-го, а почему священниками нельзя? - они ведь ради детей - даже мусульманам дом - а еще которые в тюрьме - а про них тут такое - а они классные - а те ваще - а духовное возрождение - а они как большевики - и в Бутово всех - вот и они - а у нас Русь Святая - а они против.
Корчевников отталкивается от той идеи, что все "информационные кампании" против РПЦ вызваны поддержкой патриархом Кириллом Путина. Специалист по интернет-технологиям Игорь Ашманов (бывший глава поисковика "Рамблер", переживающего сейчас не лучшие времена), заранее записавшийся в ряды "государственников", считает, что блогосфера реагирует не на содержание новости, а на одновременный ее вброс топовыми блогерами. Что есть по сути постановка телеги впереди лошади и демонстрация собственной профнепригодности.
Далее автор фильма намекает, что топовые блогеры ставят "плохие новости" о церкви исключительно за деньги, о чем ему сообщают не сами блогеры, а какие-то типы в полутьме. Объяснения "блогера номер один" Рустема Адагамова (далеко не самого радикального и популярного критика церкви – в отличие от проигнорированного авторами Артемия Лебедева) насчет того, что на плохие новости реакция всегда сильнее, чем на хорошие, опровергаются сообщением о том, что тот обвинен в педофилии бывшей женой. Затем Корчевников находит потенциально возможного заказчика – болтливого мецената с американским гражданством и комсомольским прошлым, некогда обвиненного едва ли не в шпионаже, который финансировал некоторые выставки современного искусства, в том числе посвященную Pussy Riot и весьма сдержанную "Духовную брань". Блогером, поставляющим в эфир 50% всей негативной информации об РПЦ, признается Марат Гельман. Заодно устами некой строгой дамы, "переводящей книгу с английского", сообщается, что всё современное искусство инспирировано ЦРУ (давненько такого не слышал зритель, отвык - сойдет за новость!).
Правда, признается, что среди противников РПЦ есть и идейные люди. В их числе называются прихожане некой Украинской церкви (тема в целом не получает никакого дальнейшего развития), педофилы и прочие извращенцы (тут очень в тему группа "Война", таскавшая ребенка на все свои акции), ведущие журналисты старого НТВ Евгений Киселев (рискнувший восемнадцать лет назад осведомиться о причинах строительства столь дорого обошедшегося бюджету ХХС) и Леонид Парфенов, а также партия "Яблоко", причина нелюбви которой к православию не раскрывается. Ну и финал логических построений: опекаемые карельскими священниками бомжи спалили храм, и в этом вина всех упомянутых выше лиц.
Вычленить из фильма логику обвинения непросто. Но вот линейка положительных сюжетов о церкви, снятых с пылом и слюнями истинного неофита, не имеет и такой логики. Судя по количеству затраченного экранного времени, автор пытается дать новую жизнь старому анекдоту про то, кто истинно любит детей: педагог или педофил. Только тут место педагогов (роль педофилов уже отведена критикам церкви, тем более что об этом сам патриарх год назад сказал) зарезервировано под священников. Последние в России, оказывается, только и заняты семейным усыновлением ("темник" администрации президента на 7-14 января 2013 года, пятый абзац), и даже патриарх у Корчевникова "учится быть отцом" - причем отнюдь не духовным (вот этого мы не знали).
Кроме того, у фильма просматривается какой-то весьма сильный европейский крен. Оппозицию в подрыве авторитета церкви обвиняет некий малоизвестный итальянец. Нравственности россиян учит оставивший в своей недолгой жизни уже две конфессии православный священник – немец. А в школы православие должно внедряться по образцу католического Трира – то есть принудительно с 2-го по 13-й класс по два урока в неделю.
При этом найти подобие ответа на естественно возникающие вопросы о том, как некий пермский священник управляется с более чем сотней усыновленных детей и почему патриарха так пробило на переписку именно с этой больной девочкой, а не с другой из тысяч возможных (и пишущих во все инстанции, включая патриархию), а также почему большой церковный начальник, протоиерей Димитрий Смирнов так неудачно шутит насчет необходимой каждому священнику "пятикомнатной квартиры с комнатой для прислуги" в фильме невозможно. Равно как нет никакого обсуждения заявленных в начале фильма тем "информационной войны против церкви". Что там все-таки с нанопылью, что с часами? Кто там прав, кто виноват? Лишь сюжет с попами на "Мерседесах" получает развитие. Оказывается, имеют они на них право. Вот имеют, и все. Что бы там патриарх ни говорил, советуя им вести себя поскромнее.
Что же защищает в своем фильме Корчевников? Христианство? Православие? Русскую православную церковь? Так хочется видеть задачу фильма его немногочисленным защитникам из церковной и патриотической тусовки. Но было бы наивно узреть в этом лишь потуги неофита по защите новообретенных ценностей. Основная линия противостояния РПЦ и общества проходит далеко не по тем людям, структурам, сюжетам, о которых он снял свой фильм. В списке любимых "объектов ненависти" у православных фундаменталистов, с которыми солидаризируется Корчевников, упомянутый выше Артемий Лебедев (на которого неоднократно грозились подать в суд за оскорбительные для патриарха картинки), сайт "Луркморье" (за активную проповедь идеи о "православии головного мозга"), Pussy Riot (о которых в фильме упоминается бегло и, естественно, без подробностей о суде), Сахаровский центр (на который как минимум дважды нападали православные боевиков), ЛГБТ-активисты (каждый пикет которых заканчивается столкновением с православным "добром с кулаками"), сайт "Кредо.Ру" (с альтернативной информацией об РПЦ) и священники альтернативных православных юрисдикций, разные левые радикалы, тусующиеся в ЖЖ-сообществе ru-antireligion, и участники борьбы с программой строительства в Москве 200 храмов. Активно поддерживают антипатриархийные сюжеты последователи различных российских конфессий, по мелким и крупным поводам обижаемые РПЦ. Критика церкви, а точнее - и в первую очередь - патриарха, активно идет и от многочисленных либералов, включая либералов церковных. Нет большой любви к патриарху и у фундаменталистского крыла РПЦ.
И наконец, существует тот простой народ, который сейчас по всей России валит и сжигает кресты и церкви, выходит на пикеты с протестами против строительства храмов под окнами жилых домов и передачи больниц и школ для церковных надобностей. Именно усилиями этих людей различные негативные факты, касающиеся церкви, фиксируются, попадают в социальные сети и там распространяется. Но вся эта масса "нелюбителей" РПЦ вообще и патриарха Кирилла в частности создателей фильма не интересует. В духе теории заговора и гэбистского сознания, присущего реальным авторам сценария фильма, разоблачению подвергаются лидеры политической оппозиции. Причём по списку, составленному с прицелом "на ближайший месяц".
Рустем Адагамов, Марат Гельман, "пояс Богородицы собрал миллионы - не то что демонстрации", Сергей Митрохин (он второй раз подряд стал героем антибелоленточных сюжетов НТВ - до этого его попытались привязать к "делу Кабанова"), один из главных политических блогеров Андрей Мальгин... Последний, кстати, с удовольствием оповестил публику о том, как надо разговаривать с персонажами, подобными Корчевникову и телекомпании НТВ в целом. Когда НТВшник попытался вломиться в дом к Мальгину в Италии, тот выставил его за дверь и таким образом избежал шельмования.
Стало быть, общественная обструкция Корчевникову и другим представителям команды сегодняшнего НТВ, да и двух других главных государственных каналов должна стать самым действенным ответом на подобные агитки в геббельсовском духе.
А тем временем "информационная кампания" против церкви идет своим чередом. На этой неделе – усилиями самих православных (удостоверение в подлинности от диакона Андрея Кураева тут), удачно нашедших гей-героя в своих рядах. Ничего, что это их епархиальный архиерей. Ничего, что Московская патриархия уже с год не реагирует на письма прихожан. Главное что не педофил. Во всяком случае, пока его в этом не обвиняли.
Блоги
Статьи по теме
Служить запрещается
Значит ли все это в целом и дело о. Дмитрия Свердлова в частности, что в церкви наступили гонения на либералов и сторонников "Болотной" и инициатива переходит к "погромному крылу"? Увольте. Патриарх Кирилл был и остается главным покровителем церковных либералов. Они ему нужны, ибо руководство церкви сейчас четко понимает, что будущее организации за молодежью.
Слышен звон скандальный
События прошлого года - в первую очередь скандальные истории (с "нехорошей квартирой" и "исчезнувшими часами") вокруг патриарха, дело Pussy Riot, кампания в СМИ по поводу пьяных священников на дорогих автомобилях и массовое сопротивление москвичей мегаломанской программе строительства храмов - наглядно продемонстрировали РПЦ ее реальный статус и влияние.
Клирическое наступление
Клерикалы жалуются на то, что церковь подвергается целенаправленной травле со стороны враждебных ей сил. Ну и России, разумеется, враждебных. Право отождествлять себя с Россией РПЦ давно присвоила себе явочным порядком. Но на самом деле именно РПЦ ведет наступательную войну за установление своего доминирования в обществе.
Религиеведомство
Церковь навсегда останется с теми, кому она не нужна. Кто ходит в храмы не для того, чтобы стать лучше перед Богом и людьми, а потому, что так принято, что так нужно, что так модно. Но многих действительно нравственных людей своим слиянием с владимировским царством кирилловская церковь оттолкнет.
Комсомольцы-богомольцы
Недавно точно такие же люди были комсомольцами-безбожниками. Сегодня они комсомольцы-богомольцы. Их элементарные нравственные представления сбиты настолько, что всего лишь неканоническое поведение в храме воспринимается ими как страшное преступление, а вот, скажем, удар по лицу женщины - как дело вполне богоугодное.
Ни суда ни совести
Девушки из Pussy Riot сидят в своем аквариуме и смотрят на зал суда как из другого мира. Когда они что-нибудь говорят или делают заявления, судья смотрит на них с некоторым удивлением и даже умилением - зачем они, наивные, все это говорят, когда ей, судье, все и так ясно. Все - вплоть до приговора.