Новый оборот
![Илья Мильштейн Илья Мильштейн](/files/72430.jpg)
Илья Мильштейн
Под мешковатой и пыльной одеждой уличного бродяги у него, понимаете ли, оказалась прекрасная фигура с круглой оттопыренной попкой. Да-да, тот самый эпизод с негром Джонни из книги "Это я, Эдичка", обессмертивший писателя-эмигранта Эдуарда Лимонова. Всякий художник на свой лад мечтает себя увековечить, не каждому дано, уж сколько их упало в эту бездну, Лимонову удалось. Это который отсосал у черного, вы что, не читали? А еще культурный человек. Стыдно.
Это к нему прилипнет - сценка в нью-йоркском парадном, на верхотуре, в тупике. Это станет его визитной карточкой, и критики долго будут спорить о том, что символизирует сценка: цинизм, отчаянье или яростный прорыв к свободе. А Лимонов напишет еще немало прозаических книг, стихов, газетных колонок, наживет бессчетное количество врагов, и многие, в качестве разящего аргумента в полемике, припомнят ему давнюю книжку, и он не всегда найдется с ответом, как в том знаменитом эфире с подонистым депутатом-единоросом. За сценку он примет муки, поскольку героя навеки отождествят с автором. Герой покажется списанным с натуры, когда Лимонов вернется из эмиграции и громко заявит о себе.
Такая уж это слава, не отмоешься.
Андрей Макаревич в прогремевшем открытом письме, обращенном к писателю, тоже не удержался от соблазна. Отвечая на политический донос Лимонова, опубликованный в многотиражной газете, он тоже отождествил Эдуарда Вениаминовича с Эдичкой и даже предложил развить сюжет старой книжки - в новых, как бы сказать, условиях. Либеральная общественность за это Макаревича осудила: мол, певец опустился до уровня своего оппонента. Да и сам Андрей Вадимович чуть позже, в комментарии к открытому письму, сознался, что "психанул", просто "надоело утираться". Короче, разразился скандал, из которого прозаик, как бы сказать, вышел с честью, сообщив напоследок, что он "человек совершенно иного склада, воспаривший над жизнью" и ему ли ругаться с Макаревичем?
И ведь не поспоришь - воспарил. А все потому, что персонажей нельзя уподоблять авторам, это истина азбучная, то есть Хинштейну можно, а Макаревичу - никак. Даже в споре с негодяем, молодым или сильно потасканным, нехорошо использовать его тексты, пусть и написанные от первого лица. Мадам Бовари - это я, но все-таки Флобер и его выдуманная мадам прожили разные жизни.
Вот и писатель Лимонов и человек по фамилии Савенко - это одно, а вымышленный герой, сколь угодно точно, как может показаться, списанный с натуры, - это совершенно другое. Да и технология его изготовления понятна. Имеется полунищий писатель в чужом большом городе, мечтающий о славе и готовый что угодно наговорить на себя, лишь бы заметили. При наличии воображения и специфического таланта, которым природа не обделила Лимонова, выдумывается негр, и тут каморка прозаика сотрясается от грохота, кто-то колотит кулаками в дверь - это пришло бессмертие.
Другое дело, когда мы знакомимся с политическими текстами человека по имени Эдуард Лимонов. С его статьями в многотиражной газете и "проповедями" в ЖЖ. Художества тут ни на грош, зато немало орфографических ошибок и диковатых стилистических ляпов. Однако для сомнений места не остается: это он, Эдичка. Здесь он раскрывается в полной мере. Мерзавец, глумящийся над политзеками. Доносчик, последовательно сводящий счеты с лидерами несчастной нашей оппозиции. Патриот особого рода, которых так много у нас завелось в эпоху Крыма и Донбасса, то есть подстрекатель, провоцирующий войну, смуту, кровь и гибель тысяч людей. Витринный путиноид.
Практически все, что пишет сегодня Лимонов, комментируя события на Украине или санкции, или "мягкий приговор" Удальцову и Развозжаеву, да хоть бы и выступление оболганного им Макаревича перед украинскими детьми, идеально соответствует духу и букве кремлевской пропаганды. Со всей ее жестокостью, ложью, невменяемостью и маразмом. Ну да, власть стала нацбольской, в самом точном значении этого слова, и питерские птенцы гнезда Лимонова шагают в ногу со временем и вождем, когда предлагают своим партайгеноссен отказаться от девиза "Россия без Путина", который "больше не актуален". И тогда старая метафора внезапно обрастает новыми смыслами.
Они ведь теперь "наши". Идущие вместе с Путиным и Лимоновым мочить укропов, национал-предателей, буржуазных писак. Изнемогающие от страсти к той, другой России, которая на глазах преображается в Новороссию. Да, смерть, но и любовь. Он был очень пылкий, этот жадный Джонни... Вскоре он залил меня и отчасти себя целым зарядом брызжущей спермы. Мощная сцена, не правда ли, умели люди раньше писать. Зрелище на все времена, особенно вот сегодня почему-то хватает за душу.
Что ж, такое иногда случается, когда в литературных героях и сюжетах мы узнаем своих знакомых, а то и знаменитостей, акторов, к примеру, политической сцены. Когда в образе древнего персонажа в древних обстоятельствах вдруг проглядывают драгоценные черты сходства с современным социумом и человеком. С его судьбой и общественным самочувствием. А еще бывает, что автор в своем произведении, в придуманной сцене с героями, которых никогда не было на свете, предсказывает собственную участь. Во всем этом загадка настоящей литературы, ее непреходящая ценность, сила и слава. О которой он так мечтал, безвестный русский в Нью-Йорке, ущемленный мелкими обидами, бедностью, завистью, ненавистью, - и все сбылось.
![Комментарии](/assets/sys/comments-4ce9f8911625360bc1ad61ae3f167214aa24c031531ba96f95485e8530d078d1.png)
![Оставить комментарий](/assets/sys/comment-a1e7d43b171d927d9a8a8e2caaf3a60474d3822dc4313769fd759d64289593cd.png)
Блоги
Статьи по теме
![Илья Мильштейн Илья Мильштейн](/files/small/53656.jpg)
Добрая машина времени
Восхищает мужество, с каким певец возвышает свой голос против самых главных врагов России - коррупционеров. Жаль, Андрей Вадимович не приводит конкретных примеров, но по совести они и не нужны. Куда важнее, что Макаревич, преисполнившись беспримерной смелости, сообщает нам и Путину эту сенсационную новость: воруют!
![Юрий Богомолов. Фото с сайта rian.ru Юрий Богомолов. Фото с сайта rian.ru](/files/small/36058.gif)
Национальная дичь
Слово "репрессии" еще не вошло в "политический лексикон" РФ. Но кто знает, как долго его ждать. Охота становится пуще неволи и будит низменные инстинкты, которые в атмосфере патриотического угара стирают границы между приличием и подлостью. А самое главное: азарт такой охоты порождает спрос на стукачей и доносы.
![Митинг на Триумфальной 31 мая. Фото Ники Максимюк/Грани.Ру Митинг на Триумфальной 31 мая. Фото Ники Максимюк/Грани.Ру](/files/small/76218.jpg)
Перековка Маяковки
История Стратегии-31 закончилась разрешенным митингом на Триумфальной ровно через пять лет после первой акции. Эдуард Лимонов объявил о победе. Общегражданское движение за свободу собраний вылилось в нацбольское мероприятие в поддержку донецких боевиков. ФОТО, ВИДЕО.
![Илья Мильштейн Илья Мильштейн](/files/small/29928.gif)
Между ОМОНом и Лимоновым
Эдуард Савенко понемногу опустошает арсенал своих именных "лимонок", при помощи которых он стремится подорвать репутацию "предателей", "политруков" и примкнувших к ним "пингвинов", которые не пожелали в мае свергать власть. Власть, жестко отвергая все приемлемые для оппозиции маршруты, выталкивает несогласных туда, куда их тщетно призывал Лимонов. Под дубинки ОМОНа.
![Илья Мильштейн Илья Мильштейн](/files/small/29928.gif)
Enfant terrible de la patrie
Дитя должно дожить до 67 лет - и остаться ребенком. Седым, бородатым, в очках, но - честным и правдивым, тщеславным и смелым до безумия. Если так, становятся хоть немного понятны речи и поступки Лимонова, его диковатые шалости и смертельные обиды.