Путину наверняка понравилось
Сценарий телесериала "Последняя встреча", с высоким рейтингом прошедшего на Первом канале, вероятно, начал писаться на следующий день после провала в США десятки российских нелегалов во главе с Анной Чапман. Фильм явно призван проиллюстрировать слова Владимира Путина о героях-разведчиках, в трудной борьбе отстаивающих интересы нашей родины, и о жалких предателях, которые все равно плохо кончат. Действие перенесено в 80-е годы и заканчивается в августе 91-го, но в действительности в фильме завуалированно отражены события и более позднего времени.
Достоверно передана атмосфера последнего советского десятилетия, что подкупает зрителей среднего и старшего возраста. Играют известные актеры, и играют хорошо, что еще больше цепляет зрителей и заставляет их верить в реальность происходящего на телеэкране. Сюжет строится на судьбах четырех друзей, вместе закончивших школу КГБ в Ленинграде в 1981 году. Трое из них честно выполняют свой долг, кто нелегалом на далекой Мальте, а кто в родном Ленинграде, проводя хитроумную операцию "Бастион" по дезинформации главного противника - Соединенных Штатов - насчет асимметричного советского ответа на рейгановские "звездные войны". Операция эта, по завещанию Андропова (последняя роль Михаила Козакова, начинавшего с Дзержинского, на которого он действительно похож, в отличие от Юрия Владимировича, изображенного мужественным, трудно умирающим человеком, понимающим свою ответственность за будущее страны), должна длиться двадцать лет, предохраняя Советский Союз от возможного американского термоядерного удара: ведь в действительности советская ПРО перехватывать американские ракеты не может.
Когда говорится о такой долговременной затее, сразу вспоминаешь, что восхождение Владимира Путина к посту президента часто называют, иногда в шутку, а иногда и всерьез, многолетней спецоперацией по внедрению во враждебный демократический стан. К слову сказать, все чекисты в фильме показаны не как коммунисты, верящие в светлое коммунистическое будущее, а как настоящие русские патриоты, пекущиеся о том, чтобы страна оставалась сверхдержавой и могла на равных противостоять своему главному противнику. А вот один из друзей, Олег Суханов (Сергей Перегудов играет обаятельное зло), действительно становится гнусным предателем и, будучи завербован ЦРУ, передает в Москву американскую дезинформацию о СОИ (теперь вроде бы признано, что программа "звездных войн" во многом была блефом, призванным заставить СССР истощить свои силы в гонке вооружений). У него в жизни только две цели - деньги и карьера, и идет он к ним буквально по трупам, заодно полностью используя свои донжуанские таланты.
В образе Суханова слились фигуры сразу трех предателей (скорее тех, кого ФСБ и Путин считают таковыми). Первый - это советский дипломат Александр Огородник, одно время являвшийся заместителем Управления планирования внешнеполитических мероприятий МИДа, а по совместительству - агентом ЦРУ "Трианоном". По предположению КГБ, он был завербован во время долгосрочной командировки в Колумбию, поэтому и Суханов начинает свою карьеру в Колумбии. Но ЦРУ Огородник интересовал больше даже не как дипломат, а как любовник дочери секретаря ЦК КПСС Якова Рябова, с которой собирался сочетаться законным браком и для этой цели даже, по версии КГБ, отравил свою жену редким тропическим ядом. Разоблачили Огородника летом 77-го, как раз незадолго до нового бракосочетания. По официальной версии, в момент ареста он раскусил ампулу с ядом. По другой версии, неофициальной, Александру Дмитриевичу помогли умереть мгновенно и безболезненно бравшие его чекисты по приказанию руководства, стремившегося избежать скандала, связанного с именем Рябова. История Огородника-"Трианона" стала основой для романа Юлиана Семенова "ТАСС уполномочен заявить..." и одноименного сериала. В новом фильме Суханов тоже травит жену, а потом еще и одну из своих сотрудниц, заподозривших его в предательстве
. Второй прототип Суханова - это бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, ныне живущий в США, а в конце 80-х - начале 90-х годов выступавший за реформу спецслужб и парламентский контроль над ними и участвовавший в демократическом движении. Карьеру в Первом главном управлении КГБ (разведка) Калугин сделал во многом потому, что ему удалось завербовать в качестве агента американского инженера, поставлявшего ценную информацию о топливе для стратегических ракет. Впоследствии некоторые чины КГБ утверждали, будто Калугин уже тогда был завербован ЦРУ и агента ему подставили американцы, чтобы иметь канал для дезинформации и укрепить репутацию Калугина в Москве. В фильме Суханов по заданию ЦРУ "вербует" американского специалиста по лазерам, через которого поставляется дезинформация о программе "звездных войн". Калугин, в 80-е годы работавший в Ленинградском УКГБ, на исходе перестройки и после падения СССР часто давал интервью западным корреспондентам и выпустил на родине и в Америке откровенные мемуары о своей работе в КГБ, хотя и без конкретных имен.
В заключительной серии фильма Суханов смотрится как злая пародия на Калугина. Он вдохновенно продает американцам и собственные мемуары, и многочисленные секреты, излагает идею маленького, "компактного" КГБ, в который должен превратиться монстр советских времен. А Большой дом на Литейном в августе 91-го показан как проходной двор, куда свободно заходят и иностранные журналисты, и просто люди с улицы. Суханов также буквально цитирует Калугина, заявляя, что он не обязан хранить секреты несуществующего государства. Напомню, что еще в период своей первой предвыборной президентской кампании Путин прямо обвинил Калугина в предательстве, хотя и без каких-то конкретных фактов. В 2002 году, явно по инициативе Владимира Владимировича, суд в Москве заочно приговорил Олега Даниловича к 15 годам тюрьмы за измену родине и лишил его всех званий и наград. Так что посмотреть на карикатуру на Калугина Путину наверняка будет приятно.
Но у Суханова есть еще и третий весьма реальный прототип. Это тот настоящий полковник, который выдал американцам Анну Чапман и ее товарищей-нелегалов. Сначала на эту роль российские спецслужбы выдвигали полковника-перебежчика Щербакова, затем - полковника-перебежчика Потеева, которого и осудили заочно, щедро отвесив ему, в отличие от Калугина, не 15, а все 25 лет тюрьмы. Но вполне возможно, что подлинный предатель до сих пор неизвестен широкой общественности. Суханов же предает американцам свою бывшую подругу по школе КГБ, резидента-нелегала Лику Барышеву, прототипом которой и послужила Анна Чапман. Лику играет Полина Сидихина, дочь Евгения Сидихина, который в фильме играет ее отца - генерала КГБ. Чапман, как мы помним, тоже является дочкой генерала СВР. И умирает Суханов, как и положено предателю, жалкой и страшной смертью. Его сначала душит, а потом стреляет в упор, чтобы сымитировать самоубийство "осознавшего преступный характер своей деятельности" шпиона, его бывший товарищ по школе КГБ, настоящий рыцарь без страха и упрека, человек с гагаринским взором Иван Шилов. Владимиру Владимировичу наверняка понравилось.
Авторы фильма вольно или невольно показывают наших разведчиков действующими крайне непрофессионально, однако это почему-то им в работе совсем не мешает, а если они и проваливаются, то только из-за предательства. Лика Барышева, агент-нелегал на Мальте, запросто встречается с сотрудником советского посольства и использует его как своего связника. Более того, дипломатом-резидентом на Мальте оказывается ее одногруппник Суханов. А еще Лика, демонстрируя прекрасное владение приемами восточных единоборств, легко расправляется с полудюжиной сотрудников ЦРУ, а затем благополучно ускользает из-под носа у врагов.
Между тем офицеры и даже генералы КГБ в своей стране несколько робеют перед ЦРУ, которое выглядит как всемогущая спецслужба, контролирующая чуть ли не каждый шаг чекистов. Американский агент-нелегал, украинец Тарас Мотыль (вот он, духовный отец "оранжевой революции"!), запросто убивает в Ленинграде подполковника КГБ, а убийцу чекиста даже не пытаются искать, чтобы не сорвать операцию по дезинформации. Когда Мотыль подставляет Шилова и тот попадает в тюрьму за убийство, которого не совершал, КГБ не только не пытается вызволить своего сотрудника, но даже не позволяет навестить его в "Крестах" его другу и коллеге по операции "Бастион" Павлу Кожухову (Дмитрий Ульянов играет совсем не подходящего для разведки человека с улицы, который тем не менее становится настоящим асом). У "Крестов" ведь полно американских агентов, которые его непременно сфотографируют! Наверное, зрителя пытаются убедить, что именно всемогущие американские спецслужбы устроили перестройку и развалили СССР.
Начальник Ленинградского УКГБ генерал Салтыков (Валерий Баринов), один из авторов "Бастиона", вызывает у зрителей искреннюю симпатию как человек долга и чести. Он стреляется в 1987 году, когда узнает, что предстоит вывод советских ракет из Европы, конец вражды с США и, как он понимает, утрата Советским Союзом статуса сверхдержавы. Нам словно напоминают о самоубийстве генерала Пуго и маршала Ахромеева и пытаются внушить: разоружение, разрядка, отказ от империи - абсолютное зло. Но у Салтыкова есть подчиненный, подполковник Сайкин, которого играет звезда "Улиц разбитых фонарей" Александр Половцев и который продолжает операцию "Бастион". Путин, если кто не помнит, в 80-е годы тоже работал в Ленинградском УКГБ. Как знать, не снимут ли еще сиквел "Последняя встреча-2", где герой Половцева проделает трудное восхождение к президентскому креслу? А вообще фильм снят с расчетом, что после его просмотра сотни молодых людей с радостью пойдут служить в ФСБ и СВР или будут вдохновенно доносить на своих друзей и соседей.
Статьи по теме
О добром чекисте
Новый фильм Сергея Медведева под оптимистическим названием "Юрий Андропов. Пятнадцать месяцев надежды" показан на Первом канале в связи с 95-летием со дня рождения главного героя. Внимание к этой фигуре вполне понятно. Именно образ генсека-чекиста является наиболее привлекательным для путинского режима, это та часть советского прошлого, которая ему наиболее по сердцу.
Душок цветистых серий
Штандартенфюрер как новенький. Можно сказать, помолодел, похорошел. Как, впрочем, и все остальные герои самого, пожалуй, анекдотичного сериала из тех, что сняты по мотивам истории Великой Отечественной войны. Все они, от Сталина до Гитлера и от Штирлица до Шлага, смотрятся настолько живо, насколько это обычно удается квалифицированно забальзамированным покойникам.
Знакомый до слез
Автор сюжета преследовал одну цель: встроить образ героя в почтенный культурно-исторический контекст. Ряд получился ничего себе – вполне репрезентативный: Достоевский, Мандельштам, Путин. "Гомер, Мильтон, Паниковский".
Радистка Кэт была мужчиной
Тридцать лет назад была впервые показана первая серия "Семнадцати мгновений весны". С тех пор наши соотечественники смогли наизусть зазубрить перипетии и диалоги знаменитого сериала. Однако мало кто знает, что эпопея построена на грубом искажении событий весны 45-го, а у Штирлица и его верной радистки были реальные прототипы.