Подставка Верховного
Название сериала "Убить Сталина", только что показанного на Первом канале, наводит вот на какие размышления. Представим себе, что в Германии сняли фильм "Убить Гитлера". Независимо от того, какое покушение будет положено в основу - бомба Штауффенберга, бомба столяра Георга Эльзера или действия какой-нибудь вымышленной диверсионной группы, советской или американской, - можно не сомневаться, что симпатии и авторов, и подавляющего большинства зрителей будут на стороне тех, кто собирался покончить с фюрером. А в Америке можно на эту тему снять постмодернистский фильм вроде "Бесславных ублюдков" Тарантино, где вопрос о симпатиях или антипатиях к персонажам просто не возникает.
Что же касается российского сериала, то здесь все предсказуемо: добрый дедушка и мудрый вождь Сталин (Анатолию Дзиваеву, наверное, уже надоело воплощать образ генсека в многочисленных фильмах последних лет), которого собираются убить злые немецкие диверсанты. И симпатии режиссера Сергея Гинзбурга (в фильме он сыграл немецкого полковника, начальника диверсионной школы) и зрителей на стороне если и не самого Сталина, то уж во всяком случае той группы чекистов, которая его защищает и (в отличие от того, что случилось у Тарантино) предотвращает покушение. У нас и власть, и большая часть населения к Сталину относятся трепетно.
А ведь если задуматься - что бы было плохого, если бы немцы Сталина на самом деле уничтожили? Преступник-то был масштаба Гитлера. И даже если бы, допустим, немцы взяли Москву и войну пришлось заканчивать американцам и англичанам в 1945 году атомной бомбардировкой Германии, нельзя сказать, что для России это было бы катастрофой. Наверное, Советский Союз тогда бы распался и коммунистический тоталитарный режим рухнул. Людей в войне мы бы потеряли меньше, и у России появился бы реальный шанс при поддержке западных союзников уже после войны обрести демократическое правление...
Но вернемся от альтернативной истории к фильму "Убить Сталина". При желании и в нем можно заметить некий постмодернистский план, в рамках которого автор намекает нам на сходство нацистского и советского режимов. Делается это с помощью киноцитат. Вспомним фильм 1975 года "Вариант "Омега", где роль советского разведчика исполнял Олег Даль. Там есть врачебное кресло, к которому сотрудники СД привязывают советских партизан и подпольщиков, чтобы пытать их с помощью медицинских инструментов. В "Убить Сталина" такое кресло тоже есть, но в застенках НКВД, и на нем точно так же, как в СД, пытают реальных или подозреваемых немецких диверсантов. Кстати, из "Варианта "Омега" в новый фильм перешла и комбинация с передачей радиограммы с магнитной ленты. Чекисты в фильме Гинзбурга по жестокости и подлости не отличаются от сотрудников германских спецслужб. А Берия, кстати, вопреки кинотрадиции последних лет дан скорее как отрицательный персонаж, интригующий против Сталина. Иосиф Виссарионович его не уважает и даже презрительно именует Наполеончиком. В общем, добрый царь и лихие бояре.
Группу чекистов в новом фильме возглавляет капитан Бережной (Александр Домогаров). Здесь цитата из самого, наверное, известного советского фильма про чекистов – "Подвиг разведчика". Там тоже есть капитан Бережной, но там это агент-провокатор СД, маскирующийся под чекиста-подпольщика. Из "Подвига разведчика" позаимствован и начальный эпизод сериала, когда германский резидент Мартин Хесс (Михаил Пореченков), пойманный чекистами и вроде бы выдавший им всю агентуру, сбегает от них во время бомбежки. В фильме Бориса Барнета точно так же сбегает немецкий резидент Штюбинг. А эпизод, когда старший лейтенант Евгений Новицкий, чтобы войти в доверие чекистам, убивает своего соратника-диверсанта, взят из советского детектива 50-х годов "Огненные вёрсты", где таким же образом поступает персонаж Владимира Кенигсона - белогвардейский полковник, маскирующийся под ветеринара. Кстати сказать, этот эпизод позволяет тем, кто помнит "Огненные версты", сразу заподозрить в Новицком германского агента.
Что же касается исторической основы фильма, то она соткана из нескольких реальных и мнимых покушений на Сталина. Авторы сериала по-своему логично отнесли попытку покушения на Сталина к осени 1941 года и приурочили ее к празднику 7 ноября. Именно в тот критический момент, когда вермахт стоял у ворот Москвы и Красная Армия казалась полностью разбитой, убийство Сталина могло привести если не к краху, то к значительному ослаблению советского сопротивления и вероятному падению Москвы. Однако на самом деле у немцев ни в 41-м, ни в 42-м не было планов убить Сталина. Гитлер надеялся на победу и рассчитывал, что ему удастся подписать с бывшим партнером мир, отдающий Германии все требуемые территории.
Впрочем, одна попытка покушения на Сталина в 1942 году была все же предпринята. 6 ноября ефрейтор 1-го зенитного полка Савелий Тимофеевич Дмитриев, находясь на Лобном месте, обстрелял из винтовки выезжавший из Кремля автомобиль "Паккард", в котором находился член Политбюро Анастас Микоян. Стрелок был тут же схвачен охраной. Поразить бронированный "Паккард" из трехлинейки было мудрено, так что Микоян и его спутники не пострадали. Следствие длилось почти восемь лет - расстреляли Дмитриева только в 1950 году. Дмитриев происходил из семьи старообрядцев и мстил за репрессированных родителей. Никаких его связей с немецкой разведкой выявлено не было. Это был типичный террорист-одиночка, надеявшийся убить либо Сталина, либо кого-нибудь из вождей помельче. Если бы он действительно был связан с немцами, наверное, его бы экипировали для покушения значительно солиднее.
Единственный раз план покушения на Сталина возник у Гитлера осенью 1943 года, когда от агента в британском посольстве в Анкаре стало известно о предстоящей встрече Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. Собственно, это была идея покушения не только на Сталина, а на всю "большую тройку", причем устранению Рузвельта и Черчилля, возможно, придавалось даже большее значение, поскольку в случае их гибели в западных демократиях могли активизироваться сторонники сепаратного мира с Германией. Однако, как пишет в своих мемуарах Отто Скорцени, от этого плана пришлось сразу же отказаться. К тому времени германская агентура в Иране была разгромлена и не было никаких шансов перебросить туда группу диверсантов, а у этих диверсантов, в свою очередь, не было шансов близко подобраться к "большой тройке". Других же планов покушения на Сталина у немцев не возникло. Правда, бывший глава германской разведки Вальтер Шелленберг в мемуарах утверждал, будто бы он отправил в советский тыл в 1944 году двух офицеров Красной Армии, которые обещали ему совершить покушение на Сталина, поскольку один из них был знаком с механиком кремлевского гаража. Но никаких вестей об их судьбе не поступило, и Шелленберг полагал, что либо они были схвачены НКВД, либо просто растворились в массе советских граждан, не предпринимая никаких попыток организовать покушение. Не исключено, что Шелленберг выдумал эту историю, как и историю с "красной папкой", компрометировавшей Тухачевского. Но советские спецслужбы его мемуары вдохновили на историю о майоре Петре Таврине, будто бы собиравшемся убить Сталина по заданию немцев осенью 44-го. О фантастичности этой истории мне уже приходилось писать.
Между прочим, Михаил Пореченков в одном интервью признался, что прототипом его героя послужил соратник Скорцени барон Адриан фон Фелькерзам. Действительно, этот диверсант успешно действовал в советском тылу, а также в Венгрии и Арденнах вплоть до своей гибели в Восточной Пруссии в январе 45-го, но к покушению на Сталина не имел никакого отношения. Фелькерзам больше всего прославился тем, что, будучи лейтенантом спецназа абвера – полка "Бранденбург-800", - летом 1942 года во главе отряда из 60 человек предотвратил взрыв нефтяных месторождений Майкопа и уничтожение транспортной инфраструктуры города. Кстати сказать, Скорцени тоже, возможно, послужил прототипом "обер-диверсанта" Хесса. Он как раз был под Москвой в октябре–ноябре 1941 года и даже как будто видел в бинокль московские соборы. Только был тогда Скорцени не командиром эсэсовского спецназа, а скромным офицером автобата дивизии СС "Рейх".
Отмечу в заключение, что обычной у нас путаницы со знаками различия и званиями чекистов в фильме вроде бы нет, зато есть "ляпы" со званиями конкретных персонажей. Так, начальник охраны Сталина Николай Власик назван комиссаром госбезопасности 2-го ранга, хотя на самом деле он дослужился лишь до комиссара госбезопасности 3-го ранга. А Берия ходит с петлицами комиссара госбезопасности 1-го ранга, хотя на самом деле еще до войны, 30 января 1941 года, стал генеральным комиссаром госбезопасности. Герои фильма ездят на "Виллисе", которые начали поставляться в СССР по ленд-лизу только с лета 1942 года. Есть и отдельные бытовые неточности, но в целом атмосфера Москвы октября–ноября 41-го передана довольно убедительно.
Статьи по теме
Папина беда
Сериал "Сын отца народов" рисует нам прекрасную советскую эпоху, в которой был добрый дедушка и несчастный отец Иосиф Сталин, а у него непутевый сын Василий. Тоже, в общем, человек добрый, но донельзя развращенный подхалимажем окружающих. Сталин же предстает мудрым повелителем, у которого просто не остается времени на то, чтобы заняться воспитанием сына.
Елей к юбилею
В документальных фильмах, которые федеральные телеканалы сняли к юбилею, преобладает советский взгляд на великую битву. Речь идет о картинах "Сталинград. Противостояние" (НТВ), "Сталинградская битва" ("Россия-1") и "Город в огне" (Первый канал). Немцы представлены здесь только преступниками, а наши бойцы – только героями и жертвами. Лишь в фильме НТВ есть намек на более широкий взгляд.
НТВ идет кратким курсом
Автор фильма "Сталин с нами", показанного на НТВ накануне 60-летия со дня смерти главного героя, обещает зрителям такое, что не понравится ни любителям "Краткого курса", ни поклонникам хрущевского разоблачения "культа личности". Но получилась у него агитка под новый "Краткий курс", который, похоже, в очередной раз хочет создать власть, опять озаботившаяся созданием единого учебника истории.
Невинные маршалости
В фильме авторы пытаются принять жуковскую версию происхождения трофейных ценностей. Дескать, он знать не знал, сколько ценностей МГБ свезло на его дачу. Получается, что картины, мебель и золотые кулоны подкинули маршалу вредители из МГБ.
Как убивали Сталина
Незадолго до Дня Победы по телеканалу "Россия" показали якобы документальный фильм "Убить товарища Сталина" - о будто бы готовившемся немецкой разведкой покушении на Сталина осенью 1944 года. Фигурантами этого покушения были Петр Таврин-Шило и его жена Лидия Шилова. Этим псевдодокументальным фильмом предварили показ 9 мая художественного сериала "Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка", основанного на чекистской версии истории Таврина.
Маршал в мыле
Фильм "Тухачевский: заговор маршала", показанный на Первом канале, назван документальной драмой. Однако на поверку он оказался псевдодокументальным "мылом". Авторы фильма исходят из того, что заговор Тухачевского действительно был. При этом им приходится игнорировать факты.
Юность Максима Максимыча
По сравнению с новым сериалом "Исаев" романы Юлиана Семенова и их прежние экранизации обладали гораздо большей идейной цельностью. Будущий Штирлиц там был героем, не ведающим никаких сомнений и убежденным в грядущем торжестве дела коммунизма. Сейчас авторы фильма, с учетом всего того, что мы теперь знаем о советской истории вообще и об истории ЧК в частности, постарались привнести в образ Исаева некоторую рефлексию и сомнения насчет того, действительно ли правда на стороне большевиков. Но это у них получилось плохо.
Радистка Кэт была мужчиной
Тридцать лет назад была впервые показана первая серия "Семнадцати мгновений весны". С тех пор наши соотечественники смогли наизусть зазубрить перипетии и диалоги знаменитого сериала. Однако мало кто знает, что эпопея построена на грубом искажении событий весны 45-го, а у Штирлица и его верной радистки были реальные прототипы.