Трей Ганн: Наш проект – как детская книга
12 октября в Центральном Доме художника состоится концерт нового музыкально-мультимедийного проекта Quodia. Его участники – Трей Ганн, ранее игравший в King Crimson, и Джо Менделсон. 13 октября на той же сцене Трей Ганн выступит с группой Инны Желанной. Незадолго до приезда в Россию музыкант рассказал о своем новом проекте обозревателю Граней.Ру Григорию Дурново.
Г.Д.: Как возникла идея проекта Quodia?
Т.Г.: Проект вырос из моей группы, Trey Gunn Band. Мы придумали его с моим напарником Джо Менделсоном, который, как и я, играл в группе на уорр-гитаре (особый струнный электрический инструмент, на котором играют, прикасаясь к струнам пальцами обеих рук. – Г.Д.). Мы оба интересуемся видео - и сперва стали использовать видеоэлементы и слова на экране в выступлениях Trey Gunn Band. А когда группа перестала выступать, мы с Джо решили работать вместе дальше. Мы знали, что хотим делать что-то мультимедийное. Я показал ему рассказ, который я сочинил, и мы сразу же стали подбирать к этому рассказу изобразительный ряд. Потом мы написали музыку, а я наговорил текст сверху. Так и появилось произведение Arrow, которое мы стали исполнять и которое мы везем в Россию. Джо в этом проекте играет на клавишах и электронных ударных, а также делает микширование.
Г.Д.: И это ваш голос можно услышать в отрывках, которые находятся на сайте вашего проекта?
Т.Г.: Да, это мой голос. Но не во всем произведении. Некоторые персонажи рассказа говорят о своем. Иногда они появляются на экране. Я не уверен, что это произойдет, но одну из частей произведения мы планируем делать на языке той страны, в которой выступаем. Мы собираемся сделать русский перевод части произведения, и ищем женский голос, который бы его прочел.
Г.Д.: А как было сделано изображение на экране?
Т.Г.: Мы его сами сделали. Это не совсем анимация и не совсем фильм. Что-то из этого действительно кадры, которые мы снимали, но большую часть мы много обрабатывали, она более символическая, чем просто кино. В мире очень много мультимедийного материала, думаю, в России столько же, сколько в Америке. И многое из этого выполнено в телевизионном стиле, очень быстро сменяются кадры, все перегружено информацией. В нашем проекте Quodia мы применяем противоположный подход, мы скорее представляем это как детскую книгу с анимацией, где объекты движутся достаточно медленно, чтобы вы могли разобраться в том, что происходит. И изображение - это только часть истории, только один элемент. Чтобы сбалансировать его, у нас есть и сильный музыкальный элемент. Иногда может вообще не быть изображения, иногда экран черный. Всю музыку мы играем живьем, но у нас есть звуки, встроенные в видеоряд – голоса людей, птиц, шум реки, океана, огня, мы планируем, может быть, в дальнейшем расширить звучание с помощью квадрофонии, и мы тогда сможем помещать шум огня в заднюю часть зала, а голос спереди.
Г.Д.: На вашем сайте можно прочесть, что вы пытаетесь добиться участия в действии со стороны публики. Как вы думаете это осуществить?
Т.Г.: Когда я читаю рассказ, я не говорю вам, как выглядят персонажи, у них нет имен, и я не рассказываю, в какое время это произошло - в двенадцатом веке или в двадцать третьем, где - в Марокко, американских пустынях, на Аляске. Я обнаружил, что каждый, кто слышал этот рассказ, создавал другую часть сам. Люди сами придумывали внешние черты каждого из персонажей, они помещали их в свой собственный контекст. У одних персонажи находились в Болгарии, у других в африканских пустынях. Этот рассказ оказался как будто направленной медитацией. Он был достаточно интересным, чтобы возбуждать воображение, и достаточно неопределенным, чтобы люди вставляли в него свою историю и свой изобразительный ряд.
Г.Д.: Что означает название вашего проекта - Quodia? И означает ли что-нибудь вообще?
Т.Г.: Для меня кое-что означает, но слово пришло из ниоткуда, оттуда же, откуда пришел рассказ. Получилась целая интрига, потому что я не нашел нигде никаких отсылок к этому слову. Теперь оно появилось, потому что мы его поместили в Интернет. Я не хотел бы говорить об этом много, но для меня в этом проекте важна возможность как будто соединить разные периоды в одно время. Как будто один и тот же персонаж в разные периоды, как будто разные прообразы одного и того же персонажа, разные стадии их жизни. Я не знаю, как из этого получается какой-либо смысл. (Смеется).
Г.Д.: Думаю, вас не удивит, что вы известны в России в первую очередь как бывший участник King Crimson. В прошлом году вы написали что-то вроде прощального письма группе и ее поклонникам. Рассматриваете ли вы возможность вновь когда-нибудь выступить с ними или в каком-нибудь проекте Роберта Фриппа?
Т.Г.: Я не знаю. Пока для меня King Crimson закончились. Я часто нахожусь в контакте с Пэтом (Мастелотто, барабанщиком King Crimson. – Г.Д.), мы собираемся выступать с ним в Америке, когда я вернусь из России. Мы были с ним в России полгода назад. У меня нет представления о том, что будет делать Роберт. Никто не представляет себе, какой он сделает следующий шаг. Сейчас я пытаюсь сделать что-то новое для себя. King Crimson не самая простая затея, в которой можно участвовать. Внутри King Crimson нет места для такого проекта, как Quodia. И я рад, что у меня есть пространство, чтобы создавать то, что я считаю делом своей жизни: мой проект.
Справка
Трей Ганн и Джо Менделсон
Трей Ганн - музыкант из Сиэтла, открывший миру уникальный инструмент Warr Guitar. В течение 20-ти лет (с 1994 года) - участник великой группы King Crimson. До работы с King Crimson Трей Ганн вместе с Робертом Фриппом, Пэтом Мастелотто и Майклом Бруком в течение нескольких лет был участником лучшего инструментального состава Дэвида Сильвиана, а также выступал и записывался с Toni Childs, The Robert Fripp String Quintet, Vernon Reid, Eric Johnson, David Hykes of the Harmonic Choir.
Последние диски и концертные туры King Crimson укрепили репутацию Трея Ганна как одного из самых виртуозных, изобретательных и неповторимых музыкантов мира. В 2003 году Трей Ганн триумфально выступил в составе King Crimson в лучших залах России - петербургском "Октябрьском" и московской "России".
Весной 2004 года Трей вернулся в Петербург и Москву, где дал несколько концертов как участник дуэта TU - вместе с барабанщиком King Crimson Патом Мастелотто.
Второй музыкант дуэта QUODIA - Джо Мендельсон, с 2000 года играет в Trey Gunn Band как гитарист (Warr Guitar).
Джо Менделсон известен как эксцентричный нью-йоркский экспериментатор, основатель (в 1986 году) уникального мультимедийного проекта Fibre, прославившегося в американской богемной среде альбомами I Cried at the Fair и Sub Aquatic Memories. В 1992 году Мендельсон собрал авант-поп группу Rise Robots Rise, используя в одной песне до 6-ти вокалистов с разными музыкальными темами и активно сочетая элементы музыки, театра, современного танца и видео. Группа выпустила два альбома, которые многие критики считают "классикой" - Rise Robots Rise и Spawn. В 1997 году Джо Менделсон стал одним из основателей ныне легендарного нью-йоркского клуба The Living Room.
Проект QUODIA призван развить сотрудничество Ганна и Менделсона в развитии новых форм сценического искусства. QUODIA - это мини-театр, сочетающий инструментальную музыку, голос Трея Ганна, видео и мультипликацию, свет и новейшие компьютерные технологии. Дуэтом разработаны новые методы управления видеорядом со сцены. Первая программа дуэта - The Arrow, будет представлена осенью 2004 года в США и ряде стран Европы.
Green Wave Music
Статьи по теме
Трей Ганн: Наш проект – как детская книга
12 октября в Центральном Доме Художника состоится концерт нового музыкально-мультимедийного проекта Quodia. Его участники – Трей Ганн, ранее игравший в King Crimson, и Джо Менделсон. 13 октября на той же сцене Трей Ганн выступит с группой Инны Желанной. Незадолго до приезда в Россию музыкант рассказал Граням.Ру о своем новом проекте.
Король Чернило
В московском театре Оперетты прошли концерты Ника Кейва и остатков его группы The Bad Seeds. Впрочем, как убедился обозреватель Граней.Ру Всеволод Воследов, этот человек все еще способен не только создавать о себе легенды, но и соответствовать им.
80 минут вокруг света
7 сентября в Московском дворце молодежи прошел концерт американского струнного ансамбля Kronos Quartet и группы Kluster финского аккордеониста Киммо Похьонена. Москва оказалась вторым городом, в котором эти два уникальных коллектива выступили вместе. Премьера их программы состоялась тремя днями ранее в Хельсинки.
Черепаший путь
В Россию приезжает Tortoise - группа, перевернувшая американский инди-рок. Она смешала чуть ли не все стили, которые называли "необычными": от краут-рока до авангардного джаза. Свежая запись Tortoise, правда, - скорее повторение пройденного, чем новый материал. Однако прошли эти "Черепахи" за 10 лет столько, что некоторые зайцы никогда не догонят.
Отслужили честно, отработали на славу
В Москве выступила немецкая группа Kraftwerk, музыкантов которой упорно считают "отцами" современной электроники. Обозреватель Граней.Ру шел на концерт очень боясь разочароваться, да так и вышел разочаровавшись - ругать группу оказалось почти не за что. Роботы-велосипедисты не подвели.
Лондон - в другую сторону
На пикнике по случаю пятилетия журнала ''Афиша'' выступили легендарные Future Sound of London, в ожидании будущего трансформировавшиеся в Amorphous Androgynous. Лучшее место для их следующего концерта – Папуа Новая Гвинея, считает Всеволод Воследов. Потому что Лондон – в другую сторону.
Заткнись и слушай
В столичном ДК им. Горбунова выступила немецкая группа Einstűrzende Neubauten. Репутация отцов индустриальной музыки гарантировала им аншлаг. Однако сама их музыка – сложная и "неправильная" - оказалась недоступной для понимания большинства. О том, как Бликса Баргельд безуспешно просил заткнуться московскую публику – в рецензии музыкального обозревателя Граней.Ру Матвея Масальцева.
Никки, вопросов нет
В Москве выступил Никки Садден, один из самых заметных деятелей европейской независимой рок-сцены, который сам эту сцену и создавал три десятка лет назад. Он сыграл так мощно, что сорвал интервью, которое музыкальный обозреватель Граней.Ру собирался у него взять. У Матвея Масальцева к Никки Саддену вопросов не осталось.
Неизвестный без ансамбля
В Москве выступил Стив Уинн, один из символов американской независимой музыки. Человек, чьи записи собирал Курт Кобейн и которого почти не знают в России. Музыкальный обозреватель Граней.Ру побывал на концерте Уинна и хлопал так громко, что Стив наградил его званием своего барабанщика.
Маккартни live - и можно умереть
...И несмотря на вполне реалистичную сатиру все равно казалась фантастической песенка: "Это всего лишь Полмаккартни, о йес. Стоят у трапа члены КПСС. И кто-то губы от волненья ест. У Полмаккартни есть бумага на въезд". И вдруг, видно, то ли что-то с Маккартни произошло, то ли жена новая уговорила, то ли звезды вместо обычной конфигурации из трех сложились во что-то другое...
Читайте аналитический отчет Натальи Макрайбман о концерте Пола Маккартни на Красной площади.
Классика. Супер
Первая премьера нового московского театрального сезона - "Воскресение. Супер" в "Табакерке". Пьеса братьев Пресняковых - это инсценировка толстовского романа, сочетающая художественную глубину русской классики с современной эстетикой клипа. По мнению рецензента Граней.Ру Юлии Галяминой, режиссер Юрий Бутусов сумел удачно подчеркнуть это сочетание. А играющий Нехлюдова Виталий Егоров произносит в постановку то, что было у Толстого и отсутствует у авторов пьесы.