Российские художники бойкотируют выставку в Лувре
Семь российских художников отказались от участия в выставке современного искусства "Русский контрапункт" в Лувре. Как передает Openspace.Ru, об этом сообщил директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман. Художники Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков заявили об отказе участвовать в выставке в знак протеста против решения Минкульта и Росохранкультуры изъять из экспозиции работы Авдея Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм".
Несмотря на отказ художников, их "работы уже упакованы и отправлены", сказал Гельман. Он не исключил, что выставка состоится несмотря на протесты. По его словам, семеро художников и Тер-Оганьян в понедельник обратятся с письмом к куратору "Русского контрапункта" Мари-Лор Бернадак. В нем будут изложены обстоятельства снятия с выставки работ Тер-Оганьяна и мотивы отказа от участия в выставке остальных авторов письма.
Гельман предложил Тер-Оганьяну напечатать в Париже и выставить те работы из серии "Радикальный абстракционизм", которые не были запрещены к вывозу. Однако художник отказался от этого предложения. "Я решил требовать, чтобы мои работы были привезены из Москвы", - сказал он. Вторым его требованием было продление российского паспорта художнику Олегу Мавромати, которому сейчас грозит экстрадиция из Болгарии. "Моя ситуация похожа на ситуацию Маврика (художника Олега Мавромати. - Ред.). Но если мои работы можно оставить в Москве и напечатать новые в Париже, то напечатать нового Мавромати в Нью-Йорке, посадив старого в тюрьму, точно не удастся. Поэтому я решил отказаться от этой хитроумной выдумки с принтами", - сказал Тер-Оганьян.
В начале сентября российское консульство в Софии отказало Мавромати в продлении заграничного паспорта на основании того, что он находится во всероссийском розыске. "Хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас, - пишет Тер-Оганьян, - А конкретнее - обострить этот абсурдистский конфликт. Ведь мои работы, собственно, и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов".
Тер-Оганьян стал широко известен благодаря акции "Юный безбожник": в 1998 году на "Арт-Манеже" он рубил топором картонные копии икон в знак протеста против коммерциализации духовности. Против него было возбуждено уголовное дело о разжигании религиозной вражды, после чего художник эмигрировал в Чехию. Олега Мавромати также обвиняют в разжигании межрелигиозной розни и в оскорблении чувств верующих. 1 апреля 2000 года он принял участие в перформансе напротив храма Христа Спасителя, в ходе которого его прибили гвоздями к деревянному кресту. На спине у художника была вырезана кровоточащая надпись: "Я не сын Бога".
После этой акции художника несколько раз вызывали на допросы. В июле 2000 года в квартире Мавромати в Москве прошел обыск, в ходе которого спецслужбы конфисковали все его художественные произведения, арт-материалы, фильмы, а также компьютеры и другие электронные носители. Последние несколько лет художник жил в Болгарии. В конце сентября Мавромати был уведомлен российским консульством в Софии, что ему отказано в получении нового загранпаспорта гражданина России, поскольку художник должен предстать перед судом. Выдать какую-либо бумагу с мотивацией отказа в выдаче документа консульство отказалось.
Справка
Открытое письмо Авдея Тер-Оганьяна участникам выставки "Русский контрапункт"
Дорогие друзья!
Вчера я узнал, что мои работы не выпускают из России. И тут же получил e-mail из галереи Гельмана с предложением решить ситуацию следующим образом: напечатать в Париже и выставить другие работы из этой серии, которые не были запрещены к вывозу, чтобы не напрягать отношения между французскими и русскими партнерами. Долго не думая, я согласился. А сегодня прочел в журнале у Гельмана о том, что вы выступили в мою поддержку с готовностью бойкотировать эту выставку, а так же комментарии Марата о том, что ситуация благополучно разрешена, и ничего этого уже не нужно. Я был очень тронут Вашей поддержкой.
Сегодня целый день думал об этом. И пришел к выводу, что как-то все слишком ловко выходит. Я отлично пропиарился в прессе и теперь могу спокойно снимать сливки.
Собственно, мое согласие решить ситуацию при помощи печатанья принтов, удобно всем. Я представил, как российский посол будет с улыбками открывать эту выставку в Париже, изображая, что все нормально.
В последнее время я нахожусь в постоянном телефонном контакте с Олегом Мавроматти, которому сейчас не продлили русский паспорт в Болгарии и грозят экстрадицией в Россию. Ситуация там очень серьезная. Я подумал о том, что совсем некрасиво получается. Моя ситуация похожа на ситуацию Маврика. Но если мои работы можно оставить в Москве и напечатать новые в Париже, то напечатать нового Мавроматти в Нью-Йорке, посадив старого в тюрьму, точно не удастся.
Поэтому я решил отказаться от этой хитроумной выдумки с принтами. Я написал Гельману о своем отказе решать дело таким образом. Хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее — обострить этот абсурдистский конфликт. Ведь мои работы, собственно и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов.
Короче, я решил требовать, чтобы мои работы были привезены из Москвы. И предъявляю второе требование — продлить российский паспорт Олегу Мавроматти. Ситуация с Олегом несопоставима с моей, в общем-то прикольной, историей.
Без удовлетворения этих, вполне реалистических, на мой взгляд, требований, я отказываюсь участвовать в выставке.
Мне кажется, что Лувр — это хороший рычаг. Если в восьмерым нажать в Париже, минкульт можно тряхнуть так, чтобы зашевелились. Мы постоянно сталкиваемся с подобными проблемами, когда уже поздно — когда Ерофеева уже судят, а Мавроматии уже оказался нелегалом. Знаю это по себе. И мы всегда ставим заниженные "реалистические" задачи. А когда все становится "нормально", быстро забываем об этом.
На этой выставке в Лувре не решаются никакие серьезные вопросы искусства. Она является просто демонстрацией того, как у нас все замечательно с современным искусством. Собственно, именно это сильно хочется опровергнуть. Мне кажется, что бойкот этой выставки — как раз тот случай, который будет адекватно воспринят и художниками, и широкой общественностью именно в России. Мы можем продемонстрировать свое отношение ко всей той чудовищной хуйне, которая происходит у нас.
Будет очень здорово, если вы поддержите меня даже после этого псевдоразрешения конфликта. Конечно, я понимаю, чем своим жестом вынуждаю вас на новые реакции. Но ведь ничего, по сути, не изменилось.
Статьи по теме
Ты словом, я рукой
Дискуссия на тему современного искусства таким образом сводится к бессмертной формуле Хармса "Давай, сразимся, чародей, ты словом, я рукой". Раньше новое искусство третировалось с позиций "народности" и "партийности". Теперь - с точки зрения "возбуждения". Но и тогда, и теперь художнику (куратору, издателю) вменяется "кощунство и святотатство".
Саванарыло
Больше всего мыслители и художники страдали от таких, как Савонарола. То, что сейчас происходит в суде, где безграмотный атеист-прокурор принимает на веру показания безграмотных фанатиков-свидетелей против двух образованных христиан, - это плохо не только для страны, но и для религии.