В Центральном доме журналистов покажут фильм "Террор в Москве"
25 октября состоится московский показ документального фильма "Террор в Москве". Сеансы в Центральном доме журналистов (Никитский бульвар, дом 8а) пройдут в 10.00, 11.30 и 13.00.
На следующий день, 26 октября, фильм будет показан в культурном центре "Москвич" (Волгогpадский пp-т, д. 45/12). Показ состоится в 19.00, а затем начнется концерт памяти Александра Карпова - поэта и барда, погибшего при штурме Театрального центра.
27 октября состоится специальный показ фильма "Террор в Москве" для участников Всероссийской конференции гражданских организаций.
Фильм демонстрируется в рамках московского кинофестиваля, посвященного Чечне. "Террор в Москве" уже был представлен на этом фестивале. Однако столичный Киноцентр, где планировалось проведение фестиваля, отказался демонстрировать фильм, усмотрев в нем "антироссийскую направленность".
Один из главных вопросов, на который пытается найти ответ автор фильма - английский режиссер Дэн Рид (производство британской независимой студии Mentorn): почему так много погибло заложников во время операции освобождения?
Впервые фильм был показан по Четвертому каналу британского ТВ 12 мая 2003 года. В эти дни, когда трагедии на Дубровке исполняется год, зрители многих стран увидят этот фильм, который приобрели десятки телеканалов мира.
В США фильм показывает 23 октября кабельная сеть НВО. Газета Washington Post характеризует фильм как "трогательный, захватывающий и душераздирающий".
Дословно
New York Times
Большинство документальных фильмов о терроризме предупреждают, что такое может произойти в любом месте, в любое время и с любым, даже с вами. "Террор в Москве", документальный фильм о захвате заложников в московском театре террористами из Чечни (режиссер Дан Рид)... бросает в дрожь по другой причине: ужасное и жестокое событие, о котором в нем рассказывается, могло произойти только в России.
..."Террор в Москве", который впервые был показан в Великобритании, не пытается объяснить суть чеченского конфликта. В нем нет интервью с чеченскими или российскими чиновниками. В результате перед нами - яркая картина трагедии глазами жертв - взгляд общечеловеческий, универсальный и трогательный, но в то же время типично русский.
Первая женщина, с которой беседуют создатели фильма, рассматривает эти события в контексте постсоветской действительности. Тамара Старкова, образованная женщина, с печальной улыбкой рассказывает, что ее муж пришел в театр прямо с работы, даже не поев, но она и ее дочь упросили его не покупать бутерброд в театральном буфете, потому что это слишком дорого. "Я сказала ему: "Саша, через полтора часа мы будем дома, и я накормлю тебя горячим обедом", - вспоминает она.
...У горя нет национальности, однако у смерти всегда есть лицо. Другая женщина-заложница обещала своему сыну, когда они сидели в зале рядом, что если случится худшее, они отправятся на небо вместе. Из морга после опознания тела сына она вышла с намерением покончить жизнь самоубийством. У нее не было денег на такси, и она расплатилась с водителем своим обручальным кольцом (поскольку дело было в России, он взял его). Несчастная бросилась с моста на лед, сковавший реку. "Я не только не умерла, но даже не простудилась", - сокрушалась она после того, как ее спасли.
Перевод Инопрессы.Ру, 23.10.2003
Washington Post
(О фильме "Террор в Москве" в день его показа в США по телеканалу HBO)
Режиссер и продюсер этого незабываемого фильма Дэн Рид имел в своем распоряжении уникальные видеоматериалы. Момент, когда террористы прервали представление "Норд-Оста", выскочив на сцену, был зафиксирован театральной видеокамерой, с помощью которой записывались все спектакли. Боевики вскоре эту камеру отключили, но у одного из них была собственная камера, и он снимал на нее и заложников, и террористов, в том числе и харизматического 25-летнего командира боевиков.
Зрителям фильма не приходится воображать мучения и ужасы, которые пришлось претерпеть заложникам, - они видят и почти что ощущают все это непосредственно. Мы видим, как сидящих в зале людей охватывает мрачная покорность судьбе. Как говорит читающий закадровый текст Ян Макшейн, все ожидали, кто кризис разрешится кровавой баней.
Джордж Кэри
Очень жаль, что "Террор в Москве" не был показан на фестивале в Москве. Если люди станут лучше понимать, почему происходят события, подобные захвату театра, от этого будет только польза. Вред наносит сокрытие информации - обычно это признак того, что властям есть что скрывать. Фильм "Война Бабицкого" идет по всему миру. Мне трудно понять, почему его нельзя посмотреть россиянам.
Владимир Медведев
Киноцентр не может предоставить зал для показов документальных фильмов фестиваля "Чечня", так как ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре... Нам не сказали, какие фильмы будут. К российским фильмам у нас претензий нет, а вот все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему. Фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы. Война Бабицкого" и прочие - чистая политика. А мы политикой не занимаемся, мы показываем художественные фильмы.
Никакого давления на нас не было, просто мы не показываем фильмы, связанные с политикой, особенно когда это связано с российским правительством, с президентом. У нас очень хорошие отношения со всеми высшими органами, зачем нам портить отношения, нам это не нужно.
Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен. Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего кроме славы России не приносят. Cумма, оплаченная общероссийским общественным движением "За права человека" (за проведение фестиваля в Киноцентре. - Ред.), будет незамедлительно перечислена на расчетный счет этой организации.
"Эхо Москвы" // NEWSru.com, 01.10.2003
Юрий Самодуров
(На открытии фестиваля "Чечня")
В течение всего вчерашнего дня мы вели переговоры с Киноцентром. Они спросили нас, не связан ли этот фестиваль с выборами. Я сказал, что нет. Потом они поинтересовались у меня, не получал ли я разрешения на проведение фестиваля у администрации президента, у Суркова (заместителя главы администрации. - Ред.). Я сказал, что мне как-то даже в голову не пришло получать разрешение у Суркова на проведение фестиваля. Также они интересовались, не направлены ли какие-то фильмы из программы фестиваля против существующей власти. Сначала они попросили снять с программы фильм "Покушение на Россию". Мы были согласны заменить его другим, но потом они попросили убрать из программы еще один фильм - "Террор в Москве" о "Норд-Осте", затем в этот список попали "Правдивые рассказы: Война Бабицкого", "Убийство с международного согласия" - у руководства Киноцентра вызвало опасения то, что эти фильмы непосредственно затрагивали деятельность ФСБ, - и "Чеченская колыбельная". Потом и вовсе отказались проводить фестиваль и пообещали вернуть деньги, заплаченные в кассу. По тому, как ситуация развивалась, видно, что на руководство Киноцентра оказывалось давление и сами они попали в очень сложную для себя ситуацию. Мы понимаем, что руководству Киноцентра очень и очень непросто далось это решение.
Грани.Ру, 01.10.2003
Анна Политковская
(На открытии фестиваля "Чечня")
Сейчас то, что присходит в Чечне, замалчивается. У нас нет возможности увидеть, что война идет на самом деле. То, что сейчас проходит в различных СМИ, создает абсолютно не соответствующую действительности, причесанную картину происходящего. И то, что сегодня Киноцентр отказался предоставить помещение для показа фильмов, в которых зрители могут увидеть правду о происходящем в Чечне, - это еще один шаг в замалчивании происходящего в Чечне, в выстраивании угодной режиму картинки.
Грани.Ру, 01.10.2003
Владимир Путин
(О применении газа при штурме "Норд-Оста". Из интервью американским журналистам)
Эти люди погибли не в результате газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным. И он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств - обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. Легко критиковать службы безопасности, которые штурмовали здание, или медицинских работников, докторов, которые оказывали медицинскую помощь. Но только представьте, все здание было заминировано, и взрыв мог произойти в любое время.
Вы знаете, что было несколько центров взрывчатки, центров детонации этих взрывных устройств, и наши службы безопасности не были уверены, что располагают сведениями обо всех центрах детонации. И если бы произошел взрыв, было бы 800 жертв в результате этого взрыва, а также погибли бы все сотрудники службы безопасности, которые участвовали в этой операции. И взрывные устройства были такими мощными, что, случись взрыв, пострадали бы соседние здания, а в некоторых из них находились сотни родственников тех, кого взяли в заложники в театре. Террористы держали детонаторы в своих руках. Все, что им нужно было сделать, - это нажать на кнопку. Ни одна служба безопасности в мире не проводила аналогичной операции в аналогичных условиях. Естественно, условия были очень сложными, и когда все позади, мы можем сказать, что во время операции не пострадал ни один заложник. Силы безопасности вошли в здание с разных сторон и фактически первыми выстрелами нейтрализовали террористов, которые сидели среди заложников. И я повторю: ни один из заложников не пострадал. Это все случилось в считанные секунды.
Естественно, не хватало опыта в том, как обращаться с людьми, выведенными из здания на улицу. Было много летальных исходов не из-за газа, а из-за того, что доктора не знали, как лечить людей, и, скажем, человека, которого нужно было положить на живот, клали на спину, и он глотал язык, и люди задыхались в своей рвоте. Но антидота было достаточно, и он был введен всем, кто в нем нуждался. Вы можете представить, в каком состоянии людей вытаскивали из этого здания - 800 человек - и никто не был уверен в том, что не будет взрыва, потому что в здании было полно взрывных устройств и мин-растяжек, и людям приходилось переступать через них, а эти гранаты и ловушки могли взорваться в любое время. И во всем этом нужно винить террористов, а не тех, кто сражался с ними.
Что касается сил специального назначения, которые штурмовали здание, сказать честно, я был даже удивлен тем, насколько безупречной была операция. Никто не был на 100 % уверен, что все пройдет гладко, но сто человек из этих сил специального назначения вошли в здание и провели эту операцию. Они провели очень тщательную подготовку к этой операции и выполнили ее безупречно. И это, кстати говоря, также один из элементов усиления государства. Я думаю, вряд ли это было бы возможно три или четыре года назад.
NEWSru.com, 29.09.2003
Статьи по теме
Прямая речь о косвенных уликах
От Каширки до Дубровки, от гексогена до фентанила... Московские осенние трагедии 1999 и 2002 годов сходны между собой в том, что вызывают немало вопросов к российским властям и спецслужбам. Надежды на правдивые ответы с каждым днем остается все меньше, но ведь давно известно, что отсутствие информации - это тоже своего рода информация. Обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн комментирует заявление Бориса Березовского, обвиняющего ФСБ в причастности к гибели заложников "Норд-Оста".