Всемирное насетие
Когда речь заходит о сетевых библиотеках и о выложенных в Интернет текстах книг, ныне первым делом вспоминают о копирайтах, обворованных авторах и издательствах, судах над неосторожными энтузиастами и тому подобных не очень-то красивых вещах. Однако если судить исключительно с точки зрения здравого смысла, то можно вспомнить, что "спорные" публикации, вокруг которых обычно и разгорается весь сыр-бор, все относятся к нескольким последним десятилетиям, и по сравнению с тысячелетиями всемирной истории литературы, искусства и науки эти годы составляют мельчайшие доли процента. К тому же мало кто согласится с тем, что последний десяток лет вообще можно назвать золотым веком нашей литературы. Конечно, оперативно отсканировав свежевышедшие книги Роулинг или Пелевина, можно собрать неплохие дивиденды, однако подобный "труд" среди вменяемых сетевых библиотекарей давно не в почете.
Мысль перевести в электронный вид все то, что составляет гордость "бумажных" библиотек, но не может являться собственностью жадных издателей, лежит на поверхности. Проекты, ставящие своей целью "перегнать" на цифровые носители тысячи и тысячи книг, являются на свет с завидной регулярностью. Как правило, самые громкие из них (вроде ставшего едва ли не нарицательным "Гутенберга") заставляют некоторое время спустя недоуменно пожимать плечами: бесчисленные почти безымянные энтузиасты, заполняющие свои любительские библиотеки, успевают сделать гораздо больше.
На днях очередное громкое заявление, прошедшее первой строкой по многим зарубежным сетевым СМИ, сделало руководство самого популярного в мире поисковика Google. Было объявлено о недавно достигнутом соглашении с несколькими библиотеками ведущих американских исследовательских учреждений (включая Оксфордский, Гарвардский, Мичиганский и Стэнфордский университеты, а также Нью-Йоркскую публичную библиотеку) об оцифровке и выкладывании в свободный доступ части их собраний.
Каждое соглашение с той или иной библиотекой составлялось индивидуально. Планируется оцифровывать почти все 8 миллионов книг из собрания Стэнфорда и 7 миллионов в Мичигане. Проект, связанный с Гарвардом, будет первоначально ограничен приблизительно 40 тысячами томов. Открытая для специалистов из Google часть библиотеки в Оксфорде ограничена книгами, изданными до 1900 года, в то время как Нью-Йоркский публичная библиотека разрешит отсканировать лишь материалы, не защищенные авторскими правами и представляющие интерес прежде всего для ученых. Вопросы с авторскими правами будут решаться самыми разными способами - показ избранных глав, отчисления от стоимости показа баннеров, размещенных на страницах с текстами "свежих" книг, и т.д.
Хотя представители Google пока отказываются раскрывать подробности, связанные с применяемыми ими технологиями оцифровки и общей стоимостью работ, независимые эксперты уже выдали примерную смету: нужно потратить около 10 долларов на каждую из 15 с лишним миллионов книг и других документов, что охвачены соглашениями. А весь проект займет не менее десяти лет.
В нашей стране на подобные объемы пока никто не замахивается и слишком громких заявлений не делает. Но благородная идея предоставить доступ ко "всем знаниям, накопленным человечеством" как специалистам, живущим в любой части света, так и массовому читателю, тоже жива. Иногда начинают шевелиться даже крупнейшие московские библиотеки, обещая в неопределенном будущем интернет-доступ к своим богатствам.
Конечно, существует множество любительских сетевых библиотек, которые могут вполне искренне гордиться объемом и количеством выложенных он-лайн "томов". Помимо "классической" и "всеобъемлющей" библиотеки Мошкова и ряда схожих более поздних проектов, появлялись и специализированные библиотеки, старавшиеся брать не количеством, а качеством, предоставлять читателю своего рода исчерпывающий набор текстов по той или иной "серьезной" тематике. Так, например, вспоминается "частная" Публичная электронная библиотека Евгения Пескина, где школьники и их родители могли без труда добыть тщательно сверенные с бумажными оригиналами тексты книг русских поэтов и писателей XIX-XX века (Достоевского, Толстого, Пушкина, Чехова, Есенина, Булгакова, Фета и т.д. - общим числом немногим более десятка авторов).
Летом 2002 года совместными усилиями Института мировой литературы имени Горького (ИМЛИ) и научно-технического центра "Информрегистр" Мининформсвязи была открыта "Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ). Как уверяют ее создатели, это первая в мире сетевая библиотека русской литературы XI-XX веков, созданная с установкой на полномасштабный охват заявленной темы. В настоящее время на ее сайте в электронном виде доступны научные издания, посвященные Пушкину, Батюшкову, Грибоедову, Боратынскому, Тютчеву, Лермонтову, Льву Толстому, Есенину, а также "Слову о полку Игореве" и русским былинам. В 2004 году была открыта вторая версия ФЭБ, включающая в себя библиографическую базу данных, англоязычный вариант библиотеки и новые типы электронных научных изданий: энциклопедии и репринты, воспроизводящие источник факсимильно.
Стремление "охватить все" диктует свои законы: электронные библиотеки стремятся стать по-настоящему мультимедийными, рискуя связываться с еще одним "ужасом" противников интернетовской вольницы - mp3-файлами.
Таким образом появился ставший уже весьма популярным "музыкальный хостинг" у Мошкова, есть Звуки.Ру, но они ориентированы большей частью на рок-музыку, в частности, самодеятельную. Есть нотный архив Бориса Тараканова (его характеризуют как самую большую в русском Интернете бесплатную нотную библиотеку) и еще несколько архивов классики, с нотами и mp3, но они пополняются совершенно хаотично и бессистемно.
Совсем недавно появился сайт "Звучащая поэзия" (проект Павла Крючкова при поддержке редакции журнала "Новый мир"). "Грани" о нем уже писали. Это запись голосов Сергея Есенина, Александра Кушнера, Анатолия Наймана, Бахыта Кенжеева, Олега Чухонцева и других известных поэтов. Авторы этого проекта свою задачу видят в "создании звуковой поэтической интернет-антологии и выпуске архивных компакт-дисков с авторским чтением современных русских поэтов".
Сочетание "поэзия + мультимедиа" заставляет вспомнить и об авторской песне, по определению представляющей собой звучащий голос самого поэта. Один из самых известных мультимедийных проектов такого рода - "Народная библиотека Владимира Высоцкого". Из других "всеобъемлющих" проектов, посвященных творчеству одного конкретного автора и исполнителя, можно вспомнить неофициальный сайт Михаила Щербакова (28 декабря исполнилось пять лет со дня гибели создателя этого сайта Владимира Смирнова), из проектов, посвященных сразу всем поющим поэтам - "Глобальную библиотеку авторской песни".
В этот понедельник в "Фундаментальной электронной библиотеке" (что, собственно, и послужило новостным поводом для этой заметки) открылся музыкальный раздел, в котором выложены (как нас уверяет пресс-релиз) более пятидесяти музыкальных произведений на стихи Пушкина - романсы и песни, написанные современниками великого русского поэта (Яковлевым, Глинкой, Варламовым), из тех, что слушал сам Александр Сергеевич, произведения крупнейших представителей русской композиторской школы XIX-XX веков (Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рахманинов), а также творения современных композиторов. Многие из этих сочинений не воспроизводились много лет, некоторые - записаны впервые и предоставлены самими исполнителями или композиторами. В других звучат голоса знаменитых певцов - Ивана Козловского, Марка Рейзена, Зары Долухановой, Ирины Архиповой.
Примечательно, что в новом разделе представлены две явно "неакадемические" записи: трансовая композиция 2001 года на текст "Ворон к ворону летит" электронно-фолкового дуэта "Волга", и "тяжелый блюз" на текст "Во глубине сибирских руд", записанный в 1986 году рок-группой "Калинов мост". Поскольку в основу концепции ФЭБ положен "принцип точности представления и описания информации", на сайт помимо mp3-файлов выкладываются полные дискографические описания представленных записей и их ноты (в формате pdf) с полным нотографическим описанием. В ближайших планах ФЭБ - выложить альбом "Часов печальных иль…", на котором писатель Андрей Битов читает черновики известных стихотворений Пушкина в сопровождении джазового квартета. А ранее в тестовом режиме уже был открыт раздел "Лермонтов в музыке". К сожалению, программисты сайта не последовали примеру Максима Мошкова, в свое время придавшего своему детищу весьма "спартанский" интерфейс, а оснастили свой сайт скриптами и фреймами, что требует как мощи современных браузеров, так и мониторов с приличным разрешением. Вряд ли это встретит одобрение со стороны институтских исследователей, сидящих как правило на "бюджетной" технике.
Характерно то, что участники проекта заявляют о том, что они не возражают против републикации (с соответствующей ссылкой конечно) любых выложенных ими материалов как в электронной, так и в печатной форме (впрочем, иной подход был бы попросту нелогичным).
Источники:
Google Is Adding Major Libraries to Its Database - New York Times
27 декабря 2004 г. открылся музыкальный раздел ФЭБ
Ссылки:
Русскоязычные литературные архивы - Lib.Ru
Компания Google готовится к созданию цифровых копий книг, которые станут доступными для поиска
Вечерний Интернет. Заметка триста пятьдесят шестая. Копирайт Евгения Онегина
Библиотеки
Дословно
Константин Вигурский
Хотя на нашем сайте и раньше были выложены не только тексты - например, портреты Пушкина из собраний его сочинений и ноты вальсов Грибоедова, - с открытием музыкальных разделов "Пушкин" и "Лермонтов" наша библиотека становится по-настоящему мультимедийной. Теперь очередь за произведениями на стихи Есенина, Боратынского, а так же - эскизами костюмов и афишами первых постановок пьес Гоголя и Островского, фрагментами фильмов и интерактивными проектами.
Статьи по теме
Мы только с голоса поймем...
В Москве состоялась презентация проекта "Звучащая поэзия". Суть его проста – группа энтузиастов записывает голоса поэтов, читающих свои стихи. На Западе первые такие записи появились еще в конце 19 века, в России эта традиция возникла позже, прервавшись в советское время. Теперь появился шанс создать поэтическую аудиобиблиотеку. О проекте пишет Михаил Эдельштейн.
Достоевский, фантастика и мертвецы: Записки из русской "Матрицы" (окончание)
Жизнь реальную уже не отличишь от надрывающей сердце и душу фантасмагории. Но для того, чтобы узнать о существовании Матрицы, нужно ее покинуть. Несколько вольно распоряжаясь наследием великого классика, Максим Борисов проводит некоторые параллели между романами Достоевского, компьютерным моделированием, кинематографом и современной фантастикой. Мы публикуем окончание этих заметок.
Достоевский, фантастика и мертвецы: Записки из русской "Матрицы"
"Прямо какая-то достоевщина", - говорят о жизненной коллизии, которую добрым словом-то никогда не назовут. Теперь у нас Достоевский бодро ковыляет по стране и миру, поглядывая на нас с экранов кинотеатров и со сводок новостей. Жизнь реальную уже не отличишь от надрывающей сердце и душу фантасмагории. Несколько вольно распоряжаясь наследием великого классика, Максим Борисов проводит некоторые параллели между "Записками из подполья", компьютерным моделированием и современной фантастикой.
Меломаны всех стран, разъединяйтесь
3 июля Electronic Frontier Foundation и главный редактор 2600: The Hacker Quarterly Эммануил Гольдштейн, в миру, а также в залах судебных заседаний более известный под именем Эрик Корли, объявили о том, что намерены волевым усилием прекратить бессмысленную и беспощадную борьбу за право 2600.com размещать на своем сервере программу DeCSS или ссылки на другие сайты, ее публикующие.
Некоторые называют это прогрессом
Итак, в сто тридцать седьмой раз мы хороним компанию, которая безнадежно мертва со 2 июля 2001 года. Любопытство - "интересно, как теперь Napster будет выкручиваться" - давно сменилось глухим раздражением - "умри, наконец, и не компостируй мозг, хватит уже надуманных информационных поводов, от тебя уже давно никто ничего не ждет".
Затыкая аналоговую дыру
Кори Доктороу, координатор Electronic Frontier Foundation и по совместительству писатель-фантаст, живописует великолепную жизнь, которая настанет в случае осуществления грандиозных планов MPAA: невозможно снять на видео первые шаги ребенка, если ребенку вздумалось сделать первые шаги возле телевизора, по которому идут помеченные как объекты копирайта мультфильмы; разговор по мобильному телефону прерывается, если у одного из собеседников в отдалении играет являющаяся объектом копирайта музыка, и т.д.
Читать везде, читать всегда (Чтение на PocketPC)
Можно завести себе карманный компьютер. На стандартных 16, 32 или 64 мегабайтах памяти спокойно разместится небольшая библиотека из сотен томов. На дорогу до работы точно хватит, да еще и выбирать можно, к чему в этот час больше лежит душа.
Бумажные поля
Накануне XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки и в первые дни ее работы Грани.Ру обратились к некоторым российским издателям с несколькими очень простыми вопросами об электронном книгоиздании. Мы попросили их определить свое отношение к электронной публикации текстов и рассказать о своих планах "безбумажного" книгоиздания и защиты данных от несанкционированного копирования. Нельзя сказать, что ответы нас обескуражили.
Цифровые небеса
Грани.Ру побеседовали с теми немногими специалистами, которые позиционировали свои проекты в области электронного книгоиздания. Мы не рассчитывали услышать единого мнения, поэтому у читателей есть возможность пофантазировать, какие именно формы примет электронное книгоиздание в России. Или же - вернуться на диван и открыть потрепанный томик с детства любимого автора. Похоже, в ближайшем будущем сверхчеткие мониторы светят нам довольно тускло.