Анафема из Анадыря
События, связанные с именем бывшего чукотского епископа Диомида (Дзюбана), ярки сами по себе. Диомид стал первым за многие десятилетия действующим епископом РПЦ, который решился на открытый бунт против существующих порядков и при этом вовсе не намерен покидать церковь, чтобы найти себе тихий приют в какой-нибудь иной православной юрисдикции.
До него на это отваживался только легендарный архиепископ Ермоген (Голубев), который в 1960-е годы своими апеллирующими к законодательству петициями пытался заставить руководство церкви созвать Поместный собор и дать несколько больше свободы духовенству. Тогда Ермогену даже удалось собрать коалицию из десятка епископов, поддержавших его требования. Разгром коалиции и изощренное унижение популярного и заслуженного архиерея (его лишили церковной пенсии и заперли в отдаленном монастыре) – дело рук тогдашнего управляющего делами Московской патриархии архиепископа Алексия (Ридигера). Он лично писал в Совет по делам религий записки с предложениями о том, как ущучить строптивого иерарха, - для этого в те времена надо было получить санкцию соответствующих органов.
Так что все возвращается на круги своя. И теперь требующего созыва все того же Поместного собора – на котором не только епископы, но и священники с мирянами будут иметь право голоса – епископа Диомида с милицией выселяют из собственной квартиры. От чего он, естественно, зажигает не по-детски: предать анафеме половину синода и назначить себя управляющим над крупнейшими епархиями – о чем Диомид объявил на прошедшей неделе из своей временной "резиденции" на мысе Шмидта – такое в голову еще никому не приходило.
Не исключено, что мы еще услышим о госпитализации бывшего епископа в реактивном состоянии. А потом и покаянные речи. И короткое сообщение – назначен заштатным викарием в такую-то епархию. О том, что бывшему епископу дали жирный приход или монастырек в управление – как бывшему Екатеринбургскому епископу Никону (Миронову), прославившемуся богохульством и вызвавшему демонстрации священников под лозунгами "Долой голубого епископа", а ныне настоятельствующему в неплохом московском храме, - патриархийные медиа и вовсе не сообщат.
У меня лично мало симпатий к епископу Диомиду. И я не склонен героизировать поступки человека, который еще до начала конфликта наговаривал на видео призывы жечь "жидовствующих" и "еретиков". И жечь отнюдь не глаголом. Инженер из Луганска, келейник (денщик) патриарха, назначенный в порядке компенсации епископом в глушь, человек везде и со всеми конфликтовавший, с радикальными националистическими убеждениями, – он потихоньку закипал в своем далеком краю, ну в итоге и взорвался. Теперь он герой у наиболее фундаменталистской части церкви. Серьезного раскола эта история вызвать не может – но отражает внутреннее состояние РПЦ.
Да, этот суетливый бородатый человек в больших очках – маленькое зеркало, наглядно демонстрирующее, чем РПЦ является на общеправославном фоне. Ту "Чукотку", на которую Московская патриархия загнала себя сама.
Диомид представляет себя в качестве самой правильной фигуры всего русского православия? Пожалуйста, и РПЦ считает себя единственно верной православной церковью мира. И готова разделить этот статус только с сербами.
Диомид – русский националист, говорящий дикие для современного уха вещи? И РПЦ тож, несмотря на претензии на вселенскость, в своей реальной работе и риторике отстаивает интересы российского государства и этнических русских, забывая о том, что более половины ее приходов находится за пределами России.
Диомид конфликтует с вышестоящим начальством и даже предает его анафеме? Почитайте доклад патриарха на Архиерейском соборе 2008 года в части отношений с первым среди равных – Константинопольским патриархатом, от которого собственно Русская церковь и получила когда-то свой статус, - до чего знакомая лексика там содержится.
Московская патриархия говорит, что Диомид боролся с идеологическими оппонентами не только на словах, но и административно – отправлял наиболее образованных священников на периферийные приходы, а подле себя оставлял малообразованных и радикальных? Так ведь любой епископ РПЦ поступает так же. Зачем ему, отбывшему свой срок в семинарии и академии не в классной комнате, а подле тела кого-то из руководителей аппарата церкви, умники рядом?
Диомид необразован? Полноте, да кто же из архиереев РПЦ может сейчас содержательно участвовать в богословских дискуссиях с западными, пусть даже православными коллегами?
Диомид мало сделал для развития православия на Чукотке, там всего три храма и сотня верующих, что составляет полпроцента населения? Так это можно считать большим успехом, если учесть, что делать там православную жизнь пришлось с нуля. В "православной" Москве и на Пасху меньше процента в храм приходит.
Ласковые увещевания спичрайтеров РПЦ, обращенные к Диомиду через СМИ: мол, приди, покайся, и все забудется, – не только желание погасить чрезвычайно неприятный для церкви скандал, который в последние месяцы затмил собой и Архиерейский собор, и все другие темы, связанные с православием в России. Они действительно считают его своим. Плотью от плоти. Вот это-то и ужасно.
Справка
Епископ Диомид (Сергей Дзюбан)
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (в миру Дзюбан Сергей Иванович) родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего.
В 1978-1983 годах учился в Харьковском институте радиоэлектроники, после окончания которого работал инженером-конструктором в ХКТБ ДОСААФ.
В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Белевский), а 18 июля рукоположен во иеродиакона митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Белоруссии.
В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году. В 1991 году в Донском монастыре рукоположен патриархом Московским и всея Руси Алексием II во иеромонаха.
С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской епархии. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки. С 1992 года настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии Свято-Троицкого храма в города Елизово Камчатской области.
В 1993 году возведен в сан игумена, в 2000 году - в сан архимандрита. 10 августа 2000 года в соборе Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского монастыря рукоположен во епископа Анадырского и Чукотского.
27 июня 2008 года лишен сана Архиерейским собором РПЦ.
РИА "Новости"
Справка
Из послания архиепископа Диомида
Мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния.
"Новые известия", 01.03.2007
Статьи по теме
Условно изверженный
Если еп. Диомид покается до ближайшего заседания Синода, сан останется при нем. Это неслыханная новация. Все равно что причастить человека условно: мол, если вечером вынесешь ведро, ты сейчас причащаешься Христу, а если не вынесешь, ты сейчас просто хлеб сжевал и вином запил.