Никита Михалков написал политический манифест
Кинорежиссер, президент Российского фонда культуры Никита Михалков опубликовал политический манифест под названием "Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма". Полный текст документа, занимающего 63 страницы, размещен на сайте Полит.Ру. Манифест также был напечатан в количестве нескольких экземпляров и передан руководителям государства. По словам самого Михалкова, он трудился над составлением текста в течение года, сообщает информационный портал "Единой России".
В своем политическом сочинении Михалков выражает уверенность, что будущее России – за "просвещенным консерватизмом". "Эйфория либеральной демократии закончилась. Пришла пора делать дело!" – отмечает кинорежиссер. "Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики", – заявляет автор манифеста.
По его мнению, современный общественный строй, "представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции", не устраивает большинство россиян.
Михалков перечисляет: необходимо установить и поддерживать законность и правопорядок в стране, обеспечить культурную и национальную безопасность, поднять благосостояние всех граждан, восстановить чувство гордости и ответственности за свою страну, гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан, а также отстаивать права и свободы соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.
Для этого, как полагает кинорежиссер, надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. "Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире", – призывает Михалков.
Для достижения всех этих задач, по мнению Михалкова, требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства – труда, земли, капитала и человека, рассмотрев их с точки зрения духовного единства права и правды. Последние два слова часто встречаются в тексте и выделяются прописными буквами. Такое мировоззрение, которое позволяет достичь поставленных целей, Михалков называет "просвещенно-консервативным". "Просвещенный консерватизм – это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его", – сказано в манифесте.
Михалков апеллирует к авторитету Александра Пушкина, Николая Гоголя, а также русских мыслителей Константина Леонтьева, Бориса Чичерина, Петра Струве, Семена Франка, Ивана Ильина и Николая Алексеева, называя их просвещенными консерваторами. "Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А "разруху в стране и головах", принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций", – говорится в манифесте.
Первой ценностной установкой, на которой базируется просвещенный консерватизм, называется "следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде". Также в их числе называется укрепление вертикали власти, регулируемая рыночная экономика, "лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе", "почитание ранга".
В части манифеста "Культура" констатируется, что сегодня общество столкнулось с экспансией ложной культуры. "С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С "культурным ширпотребом", которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене". "Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную", – пишет Михалков.
"Личности, нации и государству в России необходимы стабильные условия существования, а стабильность – сестра традиции", – говорится в манифесте.
Михалков пишет об историчности консервативного мышления. "Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, "логику прогресса" и "чудеса рынка" представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории, которым наши современники, лишенные веры, надежды и любви, вынуждены приносить кровавые жертвы", – говорится в манифесте. По мнению мэтра, российскому историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта.
В части "Нация" Михалков утверждает, что для русской нации свойственно "особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных – евразийских – координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами".
"Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия, по меньшей мере опасно, а по большому счету – губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства. Мы не должны и не можем допустить этого! С теми, кто этого не понимает и не признает, нам не по пути!" – восклицает автор манифеста.
"Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия – континентальная империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение – вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами. Мы убеждены – тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства", – говорится в манифесте.
Автор ясно и недвусмысленно рисует портрет лидера России, который может справиться с поставленными задачами: "Идеологи российского консерватизма, как свободные творческие личности, могут и должны выступить сегодня в роли общественных и политических лидеров нашей страны, а просвещенно-консервативное движение должно стать кузницей кадров для руководителей Нации и Государства, которые в XXI веке смогут взять на себя ответственность за жизнь и судьбу нашего Отечества – России".
"Чтобы добиться нового качества политической и правовой работы в стране, следует не только укреплять внутрипартийную дисциплину, но и стремиться к сокращению общего числа политических партий. Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы. В будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая".
"Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой. Довольно смотреть на себя и мир, стоя на коленях. Пришла пора вернуть достоинство, обрести уверенность, встать на ноги – и спокойно, с ровным дыханием отстаивать собственные национальные интересы. Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия – Великой. В этом был, есть и будет главный смысл российской политики", – говорится в манифесте.
Блоги
Статьи по теме
Не каннает
После Ванкувера, с точки зрения профессиональных патриотов, Канн - самое чувствительное поражение, поскольку Михалков давно уже себя отождествляет себя с православной Русью. Режиссер летел на Лазурный берег со щитом; вернулся на щите. И это всем понятно. И понятно, что он поставил под удар продавленную им реформу киноиндустрии, о сомнительности которой говорили многие. И, возможно, господин Путин теперь догадывается, сколь неосмотрительно он позволил своему другу проесть себе плешь.
Предсидение
На недавнем заседании коллегии Минобороны присутствовал Никита Михалков. Он был поражен царившей там атмосферой: "В гробовой тишине вышел президент, в гробовой тишине произнес свою речь и покинул трибуну. В такой же тишине вышел и зачитал речь министр. А разговор шел о зарплатах, квартирах, надбавках... Смотря на все это, мне захотелось выйти на трибуну и спросить: "Ребята, а что кроме денег вы можете дать солдату?! Чем мы в духовном смысле его питаем?!".
Длинно, нецензурно, шероховато
Аркадий Аверченко в свое время так отреагировал на самотечный опус: "Длинно, нецензурно, шероховато". Применительно к "Предстоянию" это исчерпывающая рецензия. Но у фильма есть и адвокаты. Это, как правило, дамы. Одна сказала, что после фильма почувствовала себя вернувшейся с фронта.