В Москве отслужили благодарственный молебен в честь победы над Наполеоном
В Москве прошел молебен по чину святителя Филарета Московского в память годовщины победы над Наполеоном. Об этом радиостанции "Эхо Москвы" сообщил зам.главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, иеромонах Филипп (Рябых). Он сам отслужил этот молебен в храме Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке.
Главным мотивом молебна была благодарность Богу, который помог русскому народу отстоять независимость и помог Европе освободиться от последствий Французской революции, заявил отец Филипп. Иеромонах выразил надежду, что со временем 7 января - день, когда был обнародован указ Александра I об изгнании Наполеона из России, - станет государственным праздником.
"Сейчас нужно вести общественную дискуссию, вспоминать, какое значение имела война 1812 для нашей страны, каковы были ее последствия. Когда будет некий консенсус, когда будет некое общественное понимание этого праздника, можно предпринимать конкретные административные законодательные шаги для воплощения этой инициативы", - заявил отец Филипп.
Представитель Московского патриархата подчеркнул, что через два года предстоит празднование 200-летнего юбилея победы в войне 1812 года. "Я надеюсь, что юбилею церковное празднование этой даты получит более широкое распространение, а в обществе будут больше вспоминать о значении этой победы для России. Надеюсь также, что все памятники, связанные с Отечественной войной 1812 года в Москве, Смоленске и других городах будут отреставрированы", - сказал служитель церкви.
Комментируя инициативу отца Филиппа, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Кашин заявил, что помнить о великих победах России важно, но делать каждую из них государственным праздником неправильно. "Если все исторические победы сделать праздничными днями, мы будем процентов тридцать дней не работать, а только праздновать", - сказал он "Эху Москвы".
Другие депутаты предложение РПЦ поддержали. Руководитель экспертной группы проекта "Историческая память" партии "Единая Россия" Степан Медведко отметил, что идея церкви созвучна взглядам партии, которая готовит празднование 200-летия изгнания Наполеона из России. "От Рождества не убудет, — считает глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. — Особенно правильной мне кажется идея привязаться не к Бородинской битве, которую мы по большому счету проиграли, а к изгнанию оккупантов из России".
Празднование победы над Наполеоном в России вряд ли может обидеть Францию, считает корреспондент газеты Liberation в Москве Вероника Дорман. При этом ей кажется, что французы сочтут такой праздник странным.
От традиции праздновать в день Рождества годовщину изгнания французов из России православная церковь отказалась в 1915 году, когда Франция и Россия стали союзниками в Первой мировой войне: молебны в честь победы над Францией могли восприниматься как недружественный акт.
В Совете муфтиев России предложение РПЦ поддержали. "Российские мусульмане вместе со всем народом в войне 1812 года разделили все несчастья и радости, постигшие нашу страну", - заявила официальный представитель Совета Гульнур Газеева. Она напомнила, что за активное участие в войне с Наполеоном Александр I разрешил мусульманам построить первую в Москве мечеть.
Председатель правления Федерации еврейских общин России Александр Борода также считает, что "день изгнания французов из России вполне можно отмечать", если этому празднику не будет придан антизападный настрой.
Дословно
Владимир Кашин
Помнить о великих победах России важно, но делать каждую из них государственным праздником неправильно. Если все исторические победы сделать праздничными днями, мы будем процентов тридцать дней не работать, а только праздновать.
"Эхо Москвы", 07.01.2010
Статьи по теме
Престольный праздник
Нынешняя российская власть своего происхождения от антитоталитарной революции рубежа 1980-1990-х годов откровенно стыдится. И не только потому, что идеи и лозунги перестройки были дискредитированы в 90-е годы. Дело в том, что нынешняя власть сама не разделяет этих идей. Какую же свою родословную пытается она вывести, учреждая праздник 4 ноября?
Мины и пожары
Ситуация с праздником 4 ноября рельефно выражает стиль теперешней кремлевской власти: сначала что-то сделать и лишь потом (и то не всегда) задуматься о долговременных последствиях.
Народное единство заказывали?
Единороссы не нашли ничего лучшего как отказаться от праздничных мероприятий и объявить "день добрых дел". А предоставленные сами себе местные власти более или менее пышно отметили праздник лишь в границах Московского царства начала XVII века да еще в некоторых дальневосточных регионах.
От Ленина к Минину
В этом году россияне в последний день празднуют Седьмое ноября. Годовщина большевистского переворота 1917 года, неуклюже перекрещенная в День согласия и примирения, уступает место придуманному в Кремле "Дню народного единства". Насколько обоснован новый праздник исторически и идеологически?