Мосгорпрокуратура задерживает материалы по учебнику "Основы православной культуры"
14 марта в Мещанском районном суде вновь не состоялось рассмотрение жалобы Общероссийского движения "За права человека" на вторичный отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело по факту распространения и внедрения в средние учебные заведения учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". Об этом говорится в пресс-релизе движения, поступившем в Грани.Ру. Причиной стала задержка Московской городской прокуратурой отказного материала, истребованного из Останкинской межрайонной прокуратуры 2 месяца назад. Следущее заседание назначено на пятницу 21 марта, на 14 часов.
Учебник А.В. Бородиной, заявленный как культурологическое учебное пособие, является, согласно экспертизе Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, "конфессиональной апологией православия, содержит средневековые предрассудки, элементы ксенофобии и религиозного антисемитизма". По отзыву широко известной организации "Клуб учителей "Доживем до понедельника", этот учебник "не является по содержанию и манере подачи сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием... содежит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубежденность к ним".
18 июня 2002 года Общероссийское движение "За права человека" обратилось в Генеральную прокуратуру РФ в связи с изданием этого учебника, поддержкой его должностными лицами Министерства образования РФ и Московского комитета образования, а также его применением в образовательном процессе ряда регионов.
30 декабря 2002 г. Мещанский райсуд признал незаконным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело. Однако прокуратура 15 января 2003 года вновь отказала Движению в возбуждении уголовного дела. Движение снова обжаловало этот отказ.
Справка
Экспертное заключение на книгу: А. В. Бородина. Основы православной культуры
А. В. Бородина. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: "Покров", 2002 г.
(Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви).
Рецензируемый учебник, как явствует из аннотации, "предназначен для 6 класса и любых более старших классов на первом году внедрения данного курса... Может быть использован в качестве основного и дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, религиоведение, мировая художественная культура, а также при изучении базовых дисциплин (литература, история и др.)".
Сам факт существования факультативной дисциплины "Основы православной культуры" в рамках школьной программы не вызывает возражений. Учащимся средней школы было бы полезно познакомиться с православной культурой. Однако рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.
Обращаясь к столь тонкой теме, как религия, в рамках светской школы, следует избегать как некритической апологетики, так и неуважительных, конфессионально окрашенных высказываний по поводу других религиозных традиций. Соответствует ли рецензируемый учебник этим критериям? К сожалению нет.
В тексте учебника встречаются такие высказывания, как "несторианская" и "монофизитская ересь" (с. 29-31). Учение Нестория и т.н. монофизитство были осуждены на Вселенских соборах и с точки зрения ортодоксального христианства являются ересями. Однако термин "ересь", содержащий негативную оценку, неприемлем для школьного, неконфессионального учебника. Условно называемые несторианской и монофизитской церквями Ассирийская Церковь Востока и Армянская Апостольская Церковь представлены в России, и оценка учения, которому они привержены, как еретического является оскорблением религиозных чувств верующих.
Кроме того, в ряде случаев автор позволяет себе высказывания, оскорбительные для представителей еврейского народа. Позволю себе процитировать: "Пилат, не находя вины Иисуса, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены... Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговаривали народ, чтобы он требовал распятия Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла, была непонятна ему" (с. 112). Автору следовало бы объяснить школьникам, что обвинения в адрес иудеев в Евангелиях обусловлены полемическими задачами авторов Евангелий. Не следует забывать, что и Иисус, и апостолы были иудеями. Иудаизм в эпоху Иисуса был разделен на ряд течений, сильно отличающихся друг от друга. Инициаторами суда над Иисусом выступали лишь некоторые группы, а решение о казни было принято римским наместником Понтием Пилатом. Уж тем более автору следовало воздержаться от собственных рассуждений о еврейском народе, думавшем о власти над другими народами, чуждом идее вечной жизни, обретаемой через "спасение от грехов, страстей и зла". Эти рассуждения не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. В иудаизме были группы, в частности фарисеи и ессеи, которые как раз исповедовали идею вечной жизни через спасение от грехов и зла. Иудаизм - живая религия, десятки тысяч ее приверженцев живут в нашей стране сотни лет (не случайно иудаизм назван одной из традиционных религий в Законе о свободе совести и религиозных объединениях). Однако у читателей учебника сознательно формируется представление, что иудаизм - ложная религия, превзойденная христианством.
Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: "Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, т.к. "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традицинно-православного государства?" (с. 13). В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия. Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий "русский" и "православный", хотя бы и до XX в. (с. 14). Таким образом, стригольникам 14-15 вв., молоканам, духоборцам, штундистам и др. отказывается в праве называться русскими. Учебник содержит некритическое описание чудес (см., в частности с. 159, где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами). Удивительно, что книга получила рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Руководитель Центра изучения религий
Российского государственного гуманитарного
Университета
Н. В. Шабуров
Статьи по теме
Союз креста, полумесяца и прокуратуры
Тестирование российского истеблишмента выявило опасный "клерикально-коричневый" вирус. Так считает руководитель информационно-аналитической службы движения "За права человека" Евгений Ихлов. Недавно на него написали заявления в Генпрокуратуру православный священник Олег Стеняев и муфтий Фарид Салман. Представители двух ветвей традиционного духовенства просят привлечь г-на Ихлова к уголовной ответственности за критику школьного учебника "Основы православной культуры". Эту любопытную историю комментирует для Граней.Ру сам Евгений Ихлов.