Роковая весть
30 января этого года папа совершал традиционный обряд во имя мира – выпускал на волю белого голубя. Но птица не пожелала покидать папские покои. Папа проявил настойчивость, и со второй попытки голубь устремился ввысь. Он облетел площадь Святого Петра и вернулся в распахнутое окно к папе, как библейская голубка к Ною. Тогда подумалось: а ведь это знамение, ведь это душа тяжко больного понтифика не желает отлетать. Предчувствие оправдалось в полной мере.
Cвятой отец усоп в телесной немощи, но в ясном сознании. Его дух оставался неколебимым до последней минуты. В четверг вечером его охватил сильный жар. Понимая, что отпущенный ему срок земной жизни подошел к концу, он отказался от новой госпитализации, остался в своих апартаментах в Апостольском дворце и пожелал собороваться. В пятницу утром он в последний раз исполнил свои должностные обязанности главы церкви: принял отставку шести иерархов и назначил 17 новых епископов в епархии всех континентов, включая бывшие советские республики. Он встретил свой смертный час спокойно и бесстрашно – так же, как жил, подавая великий пример служения и мужества.
"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" - вопрошал апостол Павел, предрекая, что "тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие" (1 Кор., 15:54-55). Иоанн Павел II проповедовал уважение к священному дару жизни. Но и смерть заслуживает уважения. К истерзанному недугами папе она пришла как избавление от страданий. Умерла его плоть, но дух его не угас.
Современникам обычно не дано оценить во всей полноте историческое значение событий, свидетелями которых им довелось стать. Но об Иоанне Павле II уже сейчас можно сказать: это был не только один из величайших пастырей римско-католической церкви, но и выдающийся политик-борец, чьи деяния заставляют вспомнить времена, когда Рим одерживал победы над светскими владыками и наставлял их на путь истинный не силой оружия, но моральным авторитетом.
За свою двухтысячелетнюю историю Святой Престол претерпел множество потрясений. Папской тиарой порой украшали себя отъявленные негодяи, именем Христа вершился неправедный суд и творилось изуверство, папы бывали и палачами, и жертвами. Ныне извечный спор церкви с кесарем завершен. Царство Божие не от мира сего, но Святой Престол стоит на грешной земле, живет бедами и проблемами этого мира, в котором еще так много зла и несправедливости. Папа был страстным заступником за страдающих, угнетенных и обездоленных, его слово утешения и поддержки проникало сквозь берлинские стены и железные занавесы, его безмерная любовь смягчала самые черствые сердца.
О его заслугах в разрушении "империи зла" - большевистского царства, которое с подлинно антихристовой изворотливостью и наглостью выдавало себя за земной рай, – об этой его главной победе сказано немало. Империя рухнула не под натиском внешнего вторжения, и не из-за козней внутренних врагов. И уж конечно не от того, что участники "Беловежского сговора" подписали какую-то там бумагу. От бумаги царства не погибают. Они распадаются тогда, когда ослабевают скрепы страха. Твердая поддержка понтификом его восточноевропейской и в особенности польской паствы сыграла ключевую роль в глобальном крахе коммунизма.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Вслед за Николаем Гумилевым Иоанн Павел II не просто напомнил, но и доказал нам это.
Покойный папа ввел католическую церковь в третье тысячелетие гораздо более сильной, чем она была до него. Он обращался с пастырским посланием к молодежи, к своим духовным внукам и правнукам, и юные души тянулись, как мотыльки, к свету деятельной любви.
Самым сокровенным и страстным упованием Папы было воссоединение христианских церквей, и он сделал ради исполнения этой великой цели больше, чем любой из его предшественников после Папы Павла VI и Вселенского патриарха Афинагора I, отменивших в 1965 году взаимные отлучения 1054 года. Будучи сыном славянского народа, он особенно остро переживал разобщение Рима и восточных церквей, сознавая в то же время, что, как писал другой неустанный проповедник воссоединения, Владимир Соловьев, "дух выше крови". Иоанн Павел II воспринимал разделение церквей как наказание за грехи прошлого и неустанно эти грехи замаливал. В своей энциклике Orientale lumen ("Свет с Востока", 1995) он говорит о том, что различия западной и восточной церквей – это их "общее богатство", а не непреодолимое противоречие, что величайшее достояние христианства – "единство в разнообразии". Он понимал, хотя никогда не говорил этого прямо, что главная преграда этому единству – пастыри, а не паства. Ведь христианин чувствует себя дома в любом христианском храме; принимая причастие, он воссоединяется со всеми своими братьями и сестрами во Христе, ибо, по слову Павла, "как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены". (Рим., 12: 4-5) Чтя мучеников веры, он заклинал, обращаясь к православным единоверцам, помнить, во имя чего они претерпели свои страдания от языческих и атеистических властей: "Все едины в этих мучениках - в Риме, на Крестовой горе на Соловецких островах и в столь многих других лагерях уничтожения. Объединенные тенью мучеников, мы не можем не быть едиными". Он видел ключ к объединению во взаимном "познании сокровищ веры" и всячески способствовал такому познанию. Иерархи Русской православной церкви, увы, не вняли этому призыву. Но завет Иоанна Павла II останется его духовным наследием. "Мы - дети Божии. А если дети, то и наследники", - учил святой апостол Павел. (Рим., 8: 16-17) Не рабы, не несмышленые чада. Полноправные наследники.
Справка
Иоанн Павел II
До избрания на папский престол - Кароль Войтыла. Родился 18 мая 1920 года в Вадовицах (Краковское воеводство, Польша) в семье военнослужащего. В 1938 г. после окончания гимназии поступил на философский факультет Ягеллонского унверситета в Кракове, но был вынужден прервать обучение в связи с началом войны. Во время гитлеровской оккупации в 1940-1941 гг. работал на краковском химическом заводе "Сольвей", играл в самодеятельном театре-студии "Рапсодия". Принимал участие в деятельности нелегального католического кружка. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию Кракова. 1 ноября 1946 г. был рукоположен в сан священника архиепископом Кракова Адамом Стефаном Сапегой. В 1946-1948 гг. учился в Риме на философском факультете Доминиканского университета "Ангеликум", а также в католических университетах Фрибурга (Швейцария) и Лувена (Бельгия), активно занимаясь пастырской деятельностью среди польской эмиграции.
По возвращении в Польшу в 1948 г. выполнял функции викария в приходе села Неговиц (1948-1949 гг.), а затем в одном из городских приходов Кракова (1949-1951 гг.). В 1953 г. получил степень доктора морального богословия на теологическом факультете Ягеллонского университета и вел курс лекций по социальной этике в Краковской духовной семинарии. В 1956 году был назначен заместителем профессора в Люблинском католическом университете и в следующем году получил должность доцента.
4 июля 1958 г. по назначению Папы Пия XII стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 г. был рукоположен в сан епископа. 13 января 1964 г. Папа Павел VI назначил его архиепископом и митрополитом Кракова, а 26 июня 1967 г. возвел в сан кардинала.
Был избран Папой Римским 16 октября 1978 г. и принял имя Иоанн Павел II; интронизация состоялась 22 октября 1978 г.
Владеет шестью иностранными языками, автор философских и теологических трудов, в том числе пьес "Золотых дел мастера", "Брат нашего Бога", "Роковая весть", книг "Любовь и ответственность", "Личность и деятельность", "Переступить порог надежды", поэм и стихотворений.
Опубликовал ряд энциклик, среди которых наиболее известными являются: "Redemptor hominis" (1979), "Dives in misericordia" (1980), "Laborem exercens" (1981), "Slavorum apostoli" (1985), "Divinum et vivificantem" (1986), "Solicitudo reu sociale" (1987).
Официальный титул:
Епископ Рима
Викарий Иисуса Христа
Преемник Князя Апостолов
Верховный первосвященник Вселенской церкви
Патриарх Запада
Примас Италии
Архиепископ и митрополит Римской Провинции
Глава государства Града Ватикан
Раб рабов Божьих
Annuario Pontificio 2000; Христианство (словарь), М., 1994.
Справка
Как наследуется Святой Престол
Святой Престол принадлежит к числу древнейших институтов выборной власти, по крайней мере из действующих поныне. Первым папой считается Апостол Петр, которому Иисус вручил ключи от Царства Небесного со словами: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф., 16:18) Римские епископы уже первых веков христианства избирались, причем не только клиром, но и миром, то есть паствой. Правила избрания папы на протяжении истории менялись; в этой истории можно найти примеры практически любых электоральных приемов, открывателями которых мнят себя сегодняшние политтехнологи. Нынешний порядок выборов - регламент Григория X - принят Лионским собором в 1274 году; впоследствии в него вносились, в том числе и Иоанном Павлом II, поправки и дополнения.
Регламент этот гласит, что папа избирается конклавом кардиналов. Слово "конклав" происходит от латинского cum clavis - "под ключом". Собрание прелатов запирают в Сикстинской капелле до тех пор, пока они не назовут имя нового первосвященника. Каждый член коллегии кардиналов вправе пользоваться в ходе конклава услугами двух помощников, клирика и мирянина, а в случае необходимости взять с собой медика. Вместе с кардиналами запирают и прислугу.
После закрытия покоев всякое сообщение между находящимися внутри и внешним миром прерывается; кардиналам, их помощникам и слугам запрещено передавать какие бы то ни было послания каким бы то ни было образом - письменно, устно, жестами или условными знаками. Единственный инструмент такого сообщения – колесо с ячейками, посредством которого кардиналы получают пищу и в случае надобности медикаменты, но никаких новостей извне. При этом конструкция колеса не позволяет людям, стоящим по разные стороны, видеть друг друга. Само собой разумеется, присутствующие на конклаве не могут иметь при себе магнитофонов и видеокамер; в помещении конклава нет ни телефонов, ни телевизоров, ни радиоприемников. Нарушение запрета грозит отлучением от церкви.
В конклаве не участвуют кардиналы старше 80 лет. На этот раз в выборах папы будут участвовать 117 кардиналов. Для избрания кандидату необходимо набрать две трети голосов плюс один голос.
Важный элемент интерьера – чугунная печь, в которой сжигают бюллетени. Кардиналы голосуют дважды в день, утром и вечером. Если папа не избран, в печь вместе с использованными бюллетенями кладут сырую солому и паклю; из трубы идет черный дым, и наблюдатели снаружи расходятся до следующего тура. Если избрание состоялось, в печи жгут сухую солому, и над крышей дворца клубится белый дым – сигнал скорого объявления имени нового понтифика. Декан коллегии кардиналов выходит на центральный балкон собора Св. Петра и возвещает народу: Habemus Papam! ("У нас есть папа!") Облаченный в папское одеяние избранник в сопровождении кардиналов появляется там же и благословляет паству.
Выборы начинаются после погребения покойного папы, между 15-м и 20-м днем после его кончины.
Дословно
Леонардо Сандри
Сегодня все мы осиротели.
AP, 03.04.2005
Джордж Буш
Его Святейшество - верный слуга Господа и пример человеческого достоинства. Он вдохновляет всех нас. Я и Лора присоединяемся к миллионам американцев и множеству людей во всем мире, которые молятся за Святого отца.
Reuters, 02.04.2005
Статьи по теме
Роковая весть
Иоанн Павел Второй был не только один из величайших пастырей римско-католической церкви, но и политик-борец, чьи деяния заставляют вспомнить времена, когда Рим одерживал победы над светскими владыками и наставлял их на путь истинный.
За нашу и вашу свободу
Бжезинский опасался, что папа, узнав о такой наглости, не захочет с ним больше общаться. Опасался напрасно: ему предстояло еще не раз говорить с Иоанном Павлом II. В том числе и в декабре 1980-го, когда Бжезинский разбудил его среди ночи, чтобы сообщить о готовности Москвы в течение 48 часов ввести войска в Польшу.