статья Воображая бога

Максим Борисов, 30.04.2008
Профессор антропологии Морис Блок из Лондонской школы экономики. Коллаж Граней.Ру. Фото с сайта www.lse.ac.uk/people/m.e.bloch@lse.ac.uk/

Профессор антропологии Морис Блок из Лондонской школы экономики. Коллаж Граней.Ру. Фото с сайта www.lse.ac.uk/people/[email protected]/

Британский антрополог, профессор Морис Блок (Maurice Bloch) из Лондонской школы экономики (London School of Economics) решил обнародовать собственную гипотезу, объясняющую появление религиозных верований. В своих размышлениях он отталкивался от популярной теории, в соответствии с которой религия в человеческом обществе зародилась и окрепла благодаря своей способности объединять в одно целое отдельных индивидуумов.

Блок считает, что религия на самом деле является всего лишь побочным продуктом человеческой фантазии, развившимся вслед за тем, как человеческий мозг приобрел свою особую архитектуру, позволяющую воображать себе предметы и живых существ, которые в природе не встречаются. Антрополог уверен в том, что люди - это единственные земные создания, которые обладают такой способностью. Воображение позволяет им, в частности, представлять себе, что умершие сородичи продолжают жить где-то рядом, а с небес на них взирают всемогущие боги. Между тем даже ближайшие "родственники" человека - человекообразные обезьяны - не в силах вообразить себе богов.

Как только люди сумели "включить воображение", они обрели новую форму социального взаимодействия, недоступного никаким иным созданиям на этой планете. Это уникальное свойство Блок решил назвать "трансцендентной социальностью" ("transcendental social"). Трансцендентная социальность позволяет ощущать свое неразрывное единство самым различным группам - кланам и народам. Воображаемое единение возможно даже с реально не существующими группами, например, с умершими предками. Такое "существование" носит исключительно феноменологический характер и не нуждается в каждодневной эмпирической проверке опытом, довольствуясь лишь знанием о формальной принадлежности к общине, роду и своей воображаемой ролью среди себе подобных. Польза трансцендентной социальности состоит в том, что в ряде случаев она способствовует строгому соблюдению кодекса идеализированного поведения, обусловленного религиозными верованиями.

"Трансцендентная социальность требует развития способности жить воображаемой жизнью, - пишет Блок. - Можно оставаться членом трансцендентной группы (или же племени) даже в том случае, когда контакт между членами этой группы (племени) совершенно исключен или утерян. Кроме того, подобные группы (начиная от небольших кланов и кончая целыми народами), могут с равным успехом включать в себя как живых, так и уже умерших собратьев". Мировые религии и по сей день активно эксплуатируют идею вневременной общности разных своих членов, объединяя в одну группу живых и мертвых.

Блок считает, что наши предки развили в себе способность к воображению приблизительно 40-50 тысяч лет назад, и это время совпало с так называемой верхнепалеолитической революцией. Именно тогда примитивные орудия труда, практически не менявшиеся на протяжении полусотни тысяч лет, испытали вдруг внезапное взрывное развитие, тогда же появилось пещерное искусство, а в захоронения стали класть поделки, свидетельствующие о зарождении веры в загробную жизнь. По версии Блока, развилась также и "трансцендентная социальность", которая с тех пор уже никуда не пропадала. По его мнению, единая "трансцендентная сеть" может без проблем включать в себя как мертвых предков и богов, так и живых вождей и обычных членов племени. Предков и богов с высокопоставленным руководством и отсутствующими соплеменниками может объединять то, что все они одинаково таинственны и невидимы, иными словами, трансцендентны.

"Явления типа религии - это неотъемлемая часть ключевой адаптации, которая породила людей современного антропологического типа. Нам просто присуща способность вмещать в себя другие миры", - говорит Блок. По его мнению, уникальная человеческая способность ощущать связь с несуществующими или отдаленными членами группы проявляется не только в религиозных переживаниях, но и во всех иных видах человеческой деятельности. "Адаптация, о которой я говорю - это подлинная основа современного человеческого общества", - заключает Блок.

Несмотря на то, что Морис Блок, несомненно, знаком с научной методологией, его новая концепция носит явно спекулятивный характер, а работа опубликована в журнале, посвященном философской проблематике (соответствующая публикация - в Philosophical Transactions of the Royal Society B). Обоснование связи верхнепалеолитической революции с временем появления трансцендентной социальности может оказаться весьма шатким, ведь, согласно данным науки, наш вид - Homo sapiens - появился на планете (в Африке) почти 200 тысяч лет назад, а с тех пор его физиология существенным образом уже не менялась. Будет весьма непросто объяснить, почему на протяжении полутора сотен лет Homo sapiens никак не мог "включить" свою фантазию, а потом вдруг "архитектура его мозга" изменилась, и в разных частях света люди вдруг обрели эту важнейшую способность... Опять же данные науки говорят о том, что неандертальцы (совершенно иной, более древний вид Homo neanderthalensis) также обладали верой в загробную жизнь (об этом свидетельствуют их захоронения), и даже слоны, похоже, относятся к останкам своих сородичей с особым почтением... Утверждать, что обезьяны не наделены воображением - занятие тоже весьма рискованное. Во всяком случае, приматы, собаки, коты и даже крысы видят сны, в ходе которых они заново проживают дневные события. Таким образом, их мозг способен воспроизвести то, что уже формально отсутствует в реальности. Не исключено, что "фантазии" животных никогда не удастся на качественном уровне отделить от человеческого воображения. И, наконец, стремление объединяться в стаи (не важно, по какому принципу) присуще вовсе не одним лишь людям и не требует развитого воображения.

Вообще, говорить о том, что религии принадлежит исключительно объединяющая роль, означает забыть о не менее важной ее функции, позволяющей людям выделиться из своего окружения, обособиться, ощутить себя "избранными" - пусть и путем раздувания какого-либо искусственного конфликта. С давних пор "религиозные войны" (порой даже не несущие собственно религиозного смысла) являются неотъемлемой частью человеческого существования. Участвовать в них предпочитают не прирожденные фантазеры, а те, кто как раз начисто "лишен" какого-либо воображения. Известно, что именно фанатиками, сражающимися за "чистоту" веры, были написаны самые мрачные страницы в человеческой истории.

Споры о том, приносит ли религия пользу человеческому обществу (и приносила ли она эту пользу когда-либо), не утихают с тех самых пор, как появились первые атеисты. Часть социологов склоняется к мнению, что вне зависимости от "истинности" или "ложности" той или иной религии, в той или иной форме вера все-таки необходима человеческому сообществу, которое (в какой-то своей части) будет нуждаться в ней и впредь. Судя по всему, Морис Блок также присоединяется к этому мнению. В таком случае уместно задаться вопросом, какую пользу может принести новая концепция появления религиозных верований? Ведь кому-то положение о том, что всякая религия - это плод фантазии, покажется просто самоочевидным, а кому-то, напротив, - совершенно неприемлемым. Вместо того, чтобы примирить противоборствующие стороны, такие теории рискуют лишь вызвать новые "религиозные войны"...

Источник:
Religion a figment of human imagination - New Scientist

Максим Борисов, 30.04.2008


новость Новости по теме