Хартия невольностей
Григорий Горин. "Тот самый Мюнхгаузен"
Иранская женская сборная по футболу все-таки не поедет на молодежную Олимпиаду в Сингапур.
Сначала ее не пускала туда международная федерация: по мнению ФИФА, хиджаб, в котором играют иранки, небезопасен, а также противоречит правилам, не допускающим использование в экипировке атлетов политических, религиозных и личных высказываний (я таких запретов в правилах ФИФА не нашел).
В мае Иранская федерация футбола и ФИФА объявили о достигнутом компромиссе: девочки моложе 15 лет будут играть в шапочках вроде тех, какие полагаются пловчихам. 7 июля сборная провела показательный матч в новой форме. Вольнодумные шапочки привели в ужас заместителя департамента физкультуры Министерства образования Ирана Марзих Акбарабади. Она заявила, что данный головной убор неприемлем и что Ирану вовсе нет нужды посылать свою команду в Сингапур "любой ценой".
Между тем иранские девушки имели очень хорошие шансы занять высокое место на турнире.
На первый взгляд, позиция иранских блюстителей нравственности противоположна решению нижней палаты Национального собрания Франции, которая приняла закон о запрете паранджи. На самом деле это одно и то же. Внешний вид - одна из форм самовыражения. Свобода самовыражения не подлежит ограничениям в демократическом государстве. Кроме того, это вмешательство государства в частную жизнь граждан.
Забота о внешнем виде подданных всегда была приоритетом деспотических и авторитарных режимов, а нарушение предписанного дресс-кода - вызовом и фрондой. Французская революция - столкновение коротких штанов-кюлотов аристократии с длинными штанами народа. Петровское переодевание и бритье - попытка навязать западные ценности простой сменой платья и причесок, но под европейской наружностью осталось варварское азиатское нутро.
Елизавета и Екатерина II начали регламентацию придворных костюмов. Вот одно из екатерининских распоряжений на эту тему, состоящее из одной фразы:
Ея императорское величество указать соизволила объявить госпожам обер-гофмейстерине, статс-дамам, фрейлинам и прочим двора ея императорскаго величества, чтоб на платьях их никаких накладок, из разных лоскутков сделанных, или шире двух вершков не носили; ея величеству угодно, впрочем, будет, когда они, так как и другия дамы, коим приезд ко двору ея величества дозволен, наблюдая более простоту и умеренность в образе одежды их, не станут употреблять таких вещей, коим только одна новость дает всю цену, равным образом и на голове уборы носить не выше двух вершков, разумея ото лба.
Павел Петрович ввел строжайшие ограничения, касающиеся верхнего платья не только при дворе, но и на улице. За круглую шляпу опасный вольтерьянец мог угодить в Тайную канцелярию. В либеральные александровские времена Евгений Онегин свободно демонстрирует на гулянье свой широкий боливар в качестве признака вольнодумства, а Грибоедов с той же целью носит очки, считавшиеся дерзостью. Патриот-почвенник и сочинитель дамских романов Карамзин, хлопотавший о должности придворного историографа, написал в 1803 году памфлет "О легкой одеждѣ модныхъ красавицъ девятаго-надесять вѣка", в котором подводил политическую базу под свои вкусы:
Наши стыдливыя дѣвицы и супруги оскорбляютъ природную стыдливость свою, единственно для того, что Француженки не имѣютъ ее, безъ сомнѣнія тѣ, которыя прыгали контрдансы на могилахъ родителей, мужей и любовниковъ! Мы гнушаемся ужасами Революціи и перенимаемъ моды ея! Знаемъ, что нынѣшній Парижскій свѣтъ состоитъ изъ людей безъ всякаго воспитанія, безъ всякаго нѣжнаго чувства, и, слѣдуя старой привычкѣ, хотимъ соглашаться съ его новыми обыкновеніями!
Вопрос был довольно острый. Только что общество пережило культурный шок - павловские императивы в одежде. Аналогичную филиппику Карамзин написал и о париках, в обоих случаях ссылаясь и на мнение медиков. С париками попал в точку, а с легкими платьями промахнулся. Александр вовсе не был мелочным администратором гардеробных склонностей своих подданных; ему, вероятно, нравились не задрапированные сверх меры дамы и девицы. К тому же то был период франко-русской дружбы, и осуждение французских мод было неудобно по политическим соображениям. И наконец, дамы в то время разоблачались в силу необходимости: на балах и в театрах было очень жарко от горящих свечей. Когда появилось газовое освещение, декольте сошло на нет и стало восприниматься как особый сигнал.
Возвращаясь к политическому аспекту, уместно вспомнить газетный отчет о восстании на Сенатской площади: "Мятежники построились в батальон-карре перед Сенатом. Ими начальствовали семь или восемь офицеров, к коим присоединились несколько человек гнусного вида во фраках". Нелюбовь Николая Павловича к партикулярному платью общеизвестна. Именно при нем появились в дополнение к мужским придворным мундирам женские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.
Мундир камер-юнкера доставил немало хлопот Пушкину. "В прошедший вторник, - пишет он в дневнике, - зван я был в Аничков. Приехал в мундире. Мне сказали, что гости во фраках. Я уехал, оставя Наталью Николаевну". В том же году - обратный случай:
Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в 8 1/2 в Аничковом, мне в мундирном фраке, Наталье Николаевне как обыкновенно. В 9 часов мы приехали. На лестнице встретил я старую графиню Бобринскую , которая всегда за меня лжет и вывозит меня из хлопот. Она заметила, что у меня треугольная шляпа с плюмажем (не по форме: в Аничков ездят с круглыми шляпами; но это еще не всё)... Граф Бобринский, заметя мою треугольную шляпу, велел принести мне круглую. Мне дали одну, такую засаленную помадой, что перчатки у меня промокли и пожелтели.
А замечательный указ Николая о растительности на лице!
...до сведения Государя Императора дошло, что многие из состоящих в званиях Камергеров и Камер-Юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских. В следствие сего Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил: строжайше воспретить, дабы никто из имеющих придворные звания не осмеливался носить ни усов, ни бород.
О битвах моего школьного отрочества я могу рассказывать долго. Последним писком моды были тогда расклешенные штаны. Мама отнесла папины брюки знакомой портнихе, и та сшила мне прекрасные клеши. Я пришел в них в школу (дело было в шестом или седьмом классе) и был изгнан. Пришел на следующий день - история повторилась. Велели привести мать. Моей кроткой законопослушной маме тут стало обидно, и она с дрожью в голосе спросила директора школы: а где написано, что моему сыну нельзя ходить в школу в расклешенных штанах? Ну прямо профессор Преображенский: "Где у Карла Маркса сказано, что парадный подъезд Калабуховского дома надо заколотить досками и ходить кругом с черного хода?" И директор сдался. Следующим завоеванием были длинные волосы, как у битлов.
Нет сомнения, что хиджаб и паранджа внушают западным законодателям неприятие по политическим мотивам. На сегодняшний день, помимо Франции, которая в 2004 году запретила мусульманкам ношение традиционной одежды в государственных школах, те или иные ограничения на этот счет действуют в Бельгии, Испании, Турции, в пользу частичного или полного запрета высказываются политики других стран. Мотивируется требование обычно тем, что женщину заставляют носить такой туалет. Ну так и надо наказывать тех, кто заставляет. К тому же следует проявить последовательность: коль скоро запрещены паранджа и никаб, надо запретить и тюрбан сикха, и еврейскую кипу, и буддийские гирлянды. Сторонники запретов не думают о том, что запреты провоцируют ответные меры. Недавно, например, саудовская полиция нравов (ее полное официальное название - "Комиссия по поощрению добродетели и предотвращению порока") арестовала в кофейне десятерых девушек, одетых в стиле "эмо". Родителям был предложено забрать их под подписку о том, что в дальнейшем они не будут носить "антиисламскую" одежду.
Ну а вот Александру Блоку "плат узорный до бровей" не мешал увидеть "мгновенный взор" и его пронзительную красоту.