Держась за великодержавие
Национальный вопрос в России в последнее время перешел в разряд наиболее обсуждаемых. Это явно произошло с подачи сверху. Похоже, власть поняла, что невозможно и далее игнорировать рост националистических настроений среди русского населения, недовольного нелегальной иммиграцией и "этнической" преступностью. Тем более что эти настроения уже не получается контролировать только силами спецслужб.
Осознав опасность, власть не только разрешила присутствие национальной темы в общественном дискурсе, но и перехватила основные лозунги националистов, надеясь таким образом снять напряжение и получить дополнительные голоса россиян в свою поддержку. Для этого был вызван из Брюсселя Дмитрий Рогозин, выступивший на Ярославском международном форуме. Там он, в частности, заявил, что русский вопрос - это "главный нерв современной российской политики", и огласил наиболее популярные среди националистов лозунги, главный среди которых - отказ от "политических и правовых офшоров в России" (имеется в виду Кавказ).
Рогозин близок к власти - он выступает в поддержку политики Владимира Путина и Общероссийского народного фронта. В том же русле высказываются представители оппозиции - системной (КПРФ и ЛДПР) и несистемной - "на крохотных пятачках разрешенной общественной активности".
Понятно, что разрешенная националистическая риторика схлынет так же, как медведевские заклинания о либерализме. Эта риторика весьма незамысловата - все крутится вокруг "этнического" национализма и неприглядных проявлений великорусского шовинизма, который именуется сегодня русским "фашизмом". Однако мало кто ставит под сомнение национально-государственную политику великорусского шовинизма, то есть традиционное российское великодержавие.
Цель этой политики сегодня выразил Рогозин в упомянутой речи, заявив, что "необходима "ренационализация" русского народа, восстановления в нем инстинкта народа-государственника, народа-собирателя России..." (выделено мною. - И.П.). Пугая общество распадом страны и угрозой неконтролируемого роста русского "фашизма", действующая власть и элита едины в своей приверженности великодержавию. Причем едина в этом отношении элита разных направлений. Системные либералы, представляемые Анатолием Чубайсом с его заявлением о либеральной империи. Националисты, в большинстве своем имперцы, взгляды которых выражают Сергей Кургинян и Максим Калашников. Левые, позиция которых ясно представлена в заявлении писателя Захара Прилепина: "Русский империализм - и есть мой национализм".
Обусловленное великодержавием видение мира - Россия окружена врагами, поэтому должна сплотиться вокруг верховной власти и утверждать в мире свой статус великой державы - созвучно и представлениям народа. Да и оппозиционная общественность не выходит на улицу с требованием соблюдать 1-ю статью Конституции, в которой записано, что Россия является "демократическим федеративным правовым государством".
Для выживания страны нужна не риторика, выраженная в противопоставлении "аристократического национализма" и "национализма быдла", за которым скрывается все то же великодержавие, а реальный подход к проблеме, предполагающий принципиально иной общественный дискурс. Реальный подход - это отказ от великодержавия и переформатирование страны по федералистскому принципу национально-государственного устройства с вытекающими отсюда основами внутренней и внешней политики. Для начала требуется сделать федерализм, записанный в Конституции, реально действующим принципом. Определить полномочия центральной власти. Вернуть выборы губернаторов. Дать регионам право иметь собственную полицию, которая будет защищать подведомственное ей население и таким образом зависеть от него. Открыть дорогу малому и среднему бизнесу. Защитить законом предпринимателя и право частной собственности.
Конечно, все это надо было делать гораздо раньше, сразу после августа 1991-го, когда центральная власть имела карт-бланш народа на реформы. За прошедшие двадцать лет многократно усилились не только криминализация власти, но и деградация общества. "Может быть, - говоря словами Мераба Мамардашвили, - к жизни уже нельзя вернуться. Может быть, мы уже миновали ту последнюю точку, где наш путь был еще обратим, и дороги назад, к жизни больше нет" ("Вопросы философии", 1992. № 5. С. 115). В 1991-м власть не только бездарно упустила исторический шанс, но и нанесла огромный ущерб самой идее федерализма. Вместо четкого разграничения полномочий центра и регионов были неясная позиция Кремля и соревнование амбиций с местной властью, закончившиеся войной в Чечне и закреплением монополии института президентства.
Положение усугубляется тем, что в истории России нет прецедента перехода к федерализму. Не с чего брать пример, и не к чему возвращаться. Был лишь факт обсуждения такой возможности, но и он крайне искаженно представлен в исторической литературе. В 1922-1923 годах, когда создавался Советский Союз, победило большинство коммунистической партии, принявшее в качестве программы союзного строительства сталинский план автономизации. Единственная уступка, на которую пошел Сталин, - это замена в нем РСФСР на СССР. В результате все национальные республики стали частью единого союзного государства и подпали под диктат центральной власти. Против СССР как унитарного государственного образования выступила тогда лишь небольшая группа большевиков во главе с Лениным. Причем это были в основном представители национальных меньшинств - Буду Мдивани, Филипп Махарадзе, Христиан Раковский, Георгий Сафаров, Николай Скрыпник, Мирсаид Султан-Галиев и некоторые другие. Ленин настаивал на том, чтобы вместо унитарного государства создать Советский Союз как федерацию союзных республик, ограничив центральную власть полномочиями в военной и дипломатической областях. Яснее всех противостояние со сталинским большинством выразил Раковский: "...Вместо того, чтобы выработать действительную федерацию... данный проект (сталинский. - И.П.) игнорирует, что Советская федерация не является однородным национальным государством". И далее Раковский не только заявил, что "союзное строительство пошло по неправильному пути", но и назвал национальный вопрос одним из "вопросов, который сулит гражданскую войну". А общую обстановку тогда охарактеризовал видный большевик Карл Радек: "Партия как таковая курса по национальному вопросу еще не проходила... Большинство партии не понимает значения этого вопроса" (см.: "XII съезд РКП(б). 17-25 апреля 1923 г. Стенограф. отчет". М., 1968. С. 576, 582, 615). Замените слово "партия" на "общество" - и вы получите характеристику современного состояния дел.
История противостояния группы большевиков сталинскому курсу на великодержавие развивалась на фоне болезни Ленина, его изоляции, попыток отчаянного сопротивления и предательства соратников. В январе 1924-го наступила смерть, обстоятельства которой до сих пор вызывают немало вопросов. Что касается его единомышленников по национальным проблемам, то все они были переведены на другую работу, а затем репрессированы.
Можно сколько угодно говорить о необходимости изменений в политической системе, предлагая, по выражению Игоря Клямкина, "джентльменский оппозиционный набор: честные конкурентные выборы, независимый суд, свободное телевидение, выборы губернаторов, искоренение коррупции..." Однако трансформация системы в этом случае не произойдет, потому что сомнению не подвергаются не только конституционная президентская монополия на власть, но и принцип великодержавия. Логика развития такой политической системы диктует отнюдь не процесс ее либерализации. Наоборот, неизбежно расширение практики применения 282-й статьи УК в отношении так называемых экстремистов, в том числе выступающих за национальное самоопределение. И так вплоть до очередного распада страны, подобного тем, что произошли в 1917-м и 1991-м.
Статьи по теме
Бремя белых
Готовы ли вы признать, что совершавшие военные преступления замарали честь русского офицера? Что участникам зачистки в Новых Алдах не может быть амнистии точно так же, как ее не может быть тем борцам за свободную Ичкерию, которые отрезали головы пленным? Так все-таки "белый человек" или "русский всегда прав"?
Интим не принимать
Утвердить в качестве государственного лозунга "Россия для русских"? Нет, друзья, это неприемлемо, это водораздел. Это лозунг антиконституционный. Потому что Россия у нас для всех, а не только для русских. Многонациональная и многоконфессиональная страна, где гарантируется равноправие гражданам всех национальностей.
Разность потенциалов
В отсутствие базовых демократических институтов создается ощущение, что националистические идеи могут быть очень популярны. Нет сомнений, что на честных выборах националисты смогут пройти в российский парламент и сформировать там фракцию. Но нет сомнений и в том, что они не смогут получить там большинства.
У них не все дома
Русских просто больше - и поэтому будущее страны зависит в первую очередь от их отношения к остальным своим согражданам. И если президент и премьер-министр России не доросли до умения преподать своим согражданам урок толерантности и уважения к каждому россиянину, то, может быть, русский народ сможет преподать такой урок своим инфантильным правителям?
Подчинительный союз
Султыгов представил общественности образ России недалекого будущего. Это унитарное государство, более жесткое, чем Советский Союз. Установление единообразия страны в целях предотвращения ее распада неизбежно потребует от нынешней верховной власти еще большей централизации.