Под дубом вековым
"- Солженицын не просто уехал, но призывал начать войну. - Недостойно повторять клевету. - Ваш покойный супруг был фигурой сложной".
Полемика Наталии Солженицыной с Юрием Поляковым - событие яркое, но содержательно малоинтересное. Так бывает. Ну, в самом деле, что тут обсуждать, если главред "Литературки" лжет как дышит и вдова писателя в коротком открытом письме уличает его в клевете. А тот, не умея возразить по существу, откликается с какой-то совсем уж беспросветной глупостью. "Я, - возражает главред, - скорее поверю 5-му управлению КГБ, окошмаривать которое в нынешней геополитической реальности я бы не рискнул" - и поди пойми, что он имеет в виду и почему не отваживается рисковать. Складывается впечатление, что охранка ему и диктует все эти строки, как и общее направление давно погубленной им газеты.
Интересно другое.
Неприязнь к Солженицыну, зародившаяся в партийно-гэбэшной и в пригэбленной писательской среде полвека назад, сегодня переживает, если можно так выразиться, ренессанс. Например, о том, что "Архипелаг ГУЛАГ" надо бы изъять из школьной программы, до Полякова и гораздо талантливей говорил Захар Прилепин. Ни к чему, дескать, юношам, обдумывающим житье, изучать это "собрание лагерных баек". А советская власть не любила баек, и потому писателю пришлось "уехать", по версии Полякова. Сочинял бы правду - кто бы его стал осуждать, правда же?
Однако сегодня ситуация вроде бы не слишком благоприятствует сведению счетов с литературным власовцем. Дело в том, что Солженицын Солженицыну рознь. Есть Александр Исаевич ранний, оттепельный, гуманистичный - кумир интеллигенции и кровный, до поры тайный враг большевицкого государства. Есть Солженицын времен эмиграции - страстный борец с коммунистическими заглотчиками и с нашими плюралистами - то есть с интеллигенцией. А есть Исаич поздний, Исаич триумфальный, который еще при Горбачеве, диктуя, как обустроить Россию, с яростью подлинного пророка-миротворца объяснял украинцам, кому принадлежат и Крым, и Донбасс. Писатель государственный, сокровенный собеседник Путина, сторонник смертной казни, признанный властями классик, которого велено проходить в школе.
Так что они даже немножко диссидентствуют - и Прилепин, и Поляков. Впрочем, точка зрения автора "Саньки" особых нареканий не вызывает: он просто, видимо, не в курсе, что "ГУЛАГ" основан не на байках, а на рассказах выживших зеков и на личном тюремном опыте самого Солженицына. А вот главред покушается на святое.
Полякова беспокоит неуместность "предъюбилейного ажиотажа в связи с приближающимся столетием" классика, в то время как указ о праздновании этого сомнительного юбилея подписал сам Владимир Владимирович, поручив Медведеву "образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования". Куда Поляков дерзко отказался войти, и вот теперь не только с Наталией Дмитриевной спорит, но и пишет как бы свое, выстраданное "Письмо вождям". Мол, Андропов с Бобковым и топтуны из "пятерки" не могли ошибаться, и зачем же нам отмечать юбилей антисоветчика, который "фактически призывал американцев начать против СССР войну". Пусть Обама с Баррозой такие юбилеи празднуют.
Напоследок он еще слегка шантажирует Наталию Солженицыну. "Именно Ваш покорный слуга, - информирует Поляков вдову, - опубликовал на страницах "ЛГ" гневную отповедь Солженицына "потемщикам", приписывавшим ему сотрудничество все с тем же КГБ, вероятно, в отместку за "200 лет вместе". Тут выразительней всего словечко "вероятно", в котором заключено некое сомнение. То ли и впрямь сотрудничал, то ли евреи оболгали. Тема, знаете, до конца не исследованная, но можем и копнуть. Вместе с ветеранами Пятого управления, которые в нынешней геополитической реальности врать не станут.
Возникает вопрос: кто победит в этом споре? С одной стороны, вдова великого писателя, которому покровительствует сам Путин. С другой стороны, вот эта геополитическая реальность с ее телевизором и государствообразующей прессой типа "Литературки" или "Культуры", где Поляков публикует свой донос. Ибо реальность такова, что и президент ей не вполне соответствует, сливая Новороссию или насаждая культ личности Солженицына, тогда как "культовую фигуру из него лепить явно не следует". Короче, одумайтесь, товарищ президент, пока не поздно, а не то "власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного "болота".
Сказано хоть и безграмотно, но очень смело. Путин с Солженицыным как невольные организаторы очередного Марша несогласных - это сюжет почище "Апофегея". Вчуже как-то страшновато даже за Юрия Полякова.
Не сомневаюсь, однако, что главред за свое вольномыслие не пострадает и его словесный поединок с Наталией Солженицыной закончится вничью. То есть каждый останется при своем мнении. Поляков будет по-прежнему верен ветхосоветским идеалам. Его ждет нелегкое испытание: главреду придется со скорбью в сердце наблюдать предъюбилейные, а также юбилейные торжества, посвященные "сложной фигуре". Впрочем, отводя душу, он еще не раз, наверное, выскажется на заданную тему. А для вдовы писателя этот человек, как можно предположить, навеки пребудет лжецом и мерзавцем. Что тоже печально, на свой лад.
Горько сознавать, что лжец и мерзавец, как в прежние времена, победоносно клевещет на Солженицына. И он уже не может ответить. Да и что бы он ответил теперь, когда история государства пишется по его заветам и тот, кого он сравнивал со Столыпиным, собирает исконные земли и как умеет объединяет народ?
Стоило прожить с Александром Исаевичем такую жизнь, выстоять в гонениях и в изгнании, и добиться мирового признания, и увидеть воочию, как власть в России выстраивает будущее по планам и границам, им расчерченным, - и раскрыть самую патриотическую из газет и узнать, что страна по сути не изменилась ни на грош. Что он снова предатель и "самые поворотливые из трупоедов", как именовал он писательское начальство, опять топчутся на его книгах, на самой главной из его книг. В газете "Культура" и в "Литературной", где затевается ныне "дискуссия" по поводу Солженицына, которого опять клеймят позором и призывают выбросить из школьных учебников. Правда, им еще можно ответить, и ответ опубликуют, но только для того, чтобы оскорбить его вновь. И тут возникает другой вопрос, самый безнадежный: а стоило ли мечтать о такой России и приближать ее торжество в своих трудах? С ответом лучше не торопиться.
Блоги
Статьи по теме
Изгнан за правду
40 лет назад, 13 февраля 1974 года, был лишен советского гражданства и выслан из страны Александр Солженицын. В указе Президиума Верховного Совета СССР объяснялось: "за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик".
Явление Солженицына
И вот прошло полвека. Срок не только для человеческой жизни, но и для истории немалый. Много чего произошло в нашей жизни за эти пятьдесят лет. Солженицын менялся (а может быть, не менялся, а открывался, переставал таиться, становился все откровеннее?), и менялось мое отношение к нему.
Расплатемшись с долгами
Мне все равно, как кто уехал или не уехал, я не сужу и не хвалю ни тех, ни других, но мнение Подрабинека оспорю. Как можно считать добровольным отъезд после двух тюремных сроков Андрея Амальрика или Петра Григоренко? Их что, нерепрессивная, очевидно, советская власть не выгоняла, не выпроваживала, не выжимала, не выдавливала, не вынуждала?
Черно-красная сотня
Все эти ошибки, которые хуже преступления, повторились в списке кинематографическом. Из 100 фильмов 34 штуки, согласно спектральному анализу, - или откровенная, грубая, лживая советская пропаганда, или допотопные ленты, снятые в начале истории советского кинематографа, и даже досоветского, которые надо изучать не в школе, а во ВГИКе.
Не стоит страна без праведника
Мы вышли не из гоголевской шинели, а из солженицынского застиранного ватника с номерами. Солженицынское творчество стало нашими евангелиями. Мне было 17 лет, когда я прочитала "Один день". Именно тогда я решила, что этому строю и этому Союзу не жить и что я положу на эту задачу свою жизнь.
Последний из круга
Он был триумфатором – вот ключевые слова, разгадка судьбы этого человека, его коренное отличие от всех наших великих писателей и поэтов. В схватке с властью и с судьбой он – единственный! – победил. И пережил ненавистную коммунистическую власть, и вернулся в Россию победителем, признанным гением и пророком.
Один век Александра Исаевича
Он прожил долгую и в общем-то счастливую жизнь. Он строил свою жизнь, жизнь борца и пророка, с давних лет осознавшего свою миссию, в жанре жития. И у него это получилось, каковыми, мягко говоря, небесспорными ни были бы многие из его трудов и откровений.
Еще одна книга Александра Исаевича
Спустя сорок лет после своего эпохального литературно-общественного дебюта - "Одного дня Ивана Денисовича" - Александр Солженицын опубликовал вторую часть книги под названием "Двести лет вместе". Здесь наконец полностью высказаны взгляды выдающегося русского писателя на "еврейский вопрос". Эти взгляды не назовешь откровенно антисемитскими: между Солженицыным и Шафаревичем есть существенная разница. Однако Александр Исаевич делает российским евреям такое предложение, от которого они могут и должны отказаться.
В круге первом антисемитизма
Конечно, Солженицын признает, что в решении еврейской проблемы, как и многих других, еще более существенных, российская власть оказалась, мягко говоря, не на высоте. Но для него, видимо, не подлежит сомнению, что проблема была и устраниться от ее решения государство никак не могло. И ему не приходит в голову простой вопрос: а может, проблемы-то и не было? Может, государство с самого начала пошло по ложному пути?