Бьют и плакать не велят
Судья Таганского райсуда Елена Подмаркова тоже вступилась за пророка, и тут вроде нечего обсуждать. Что, разве могло быть иначе? Какое-нибудь другое решение? А вслед за ним отмена "закона Лугового", прекращение блокировки сайта, покаянное письмо от Роскомнадзора, выплата компенсаций за то, что занимались пакостным вредительством и мешали работать... Вы еще скажите, что Луговой добровольно поедет в Лондон.
Обсуждать вроде нечего, но тема все-таки цепляет. Порождает разные мелкие мысли, связанные с текущей суетной жизнью. Заставляет глубоко задуматься о сакральном.
Так, судье было непонятно, "должен ли пророк на самом деле плакать": данный вопрос она в ходе процесса задала представителю государства, и тот запутался в показаниях. Но это как раз вопрос легкий, мы на него ответим. Зато осталось загадкой, как российским журналистам описывать события, которые волнуют весь мир, если простая и понятная иллюстрация приравнивается к экстремизму.
Вот в Париже, например, террористы убили художников, а за что убили - как объяснить? Или такой сюжет: те, кого не убили, выпустили свежий номер журнала, на обложке которого изображен плачущий пророк, - про это как рассказывать читателям? Своими словами описывать обложку? Мол, на ней изображен опечаленный мужчина в чалме с плакатиком Je suis Charlie, похожий на Мохаммеда, которого никто не видел? Читатели будут смеяться, проявляя бестактность по отношению к пророку.
"Мракобесие", да, но дела подобного рода обрели уже такой размах, что обессмыслилось само это слово. Экстремизм стал явлением повседневным, рутиннейшей новостью из информационной сводки, прокурорским праздником, который всегда с тобой, и если даже в Копейске Челябинской области следователи обнаруживают экстремизм в тестах на обнаружение экстремизма, то что ж говорить о французских карикатурах? О них страшно даже помыслить, не то что разглядывать.
Вообще все страшно. Зеленые немецкие человечки в "Детском мире", тверк на фоне моста через бухту, Ксения Собчак в бороде и "церковных одеждах", учебники по иудаизму. Все оскорбляет чувства верующих хоть во что-нибудь, включая юдофобов, которые верят, что Тору надо запретить. Можно еще догадаться, что страх и тяга к доносам насаждаются сверху и эта повсеместная правоприменительная паранойя необходима власти для того, чтобы в эпоху секторальных санкций население не расслаблялось ни на минуту. Повсюду же враги, и внутренние ничуть не менее опасны, чем внешние, и каждый норовит плюнуть в душу.
Впрочем, даже на этом святотатственном фоне история про "Грани", Charlie Hebdo и Таганский райсуд выглядит, как бы сказать, образцовой. Тут ведь все сошлось: и оппозиционный сайт, на который надо же было поставить заглушку, предупредив и запретив, и убийство в Париже, вызвавшее ужас в цивилизованном мире и шквал одобрительных комментов в России, и фактор Кадырова. Наконец, это история с продолжением.
Через два месяца без малого после расстрела парижской редакции в Москве убьют Бориса Немцова - и глава чеченской администрации горой встанет за подозреваемого в убийстве, сообщив, что тот "является глубоко верующим человеком", который "был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку печатания карикатур". Потрясенный киллер окажется героем, и в конфликте московского интернет-издания с Роскомнадзором обозначится новый поворот. Судебная дискуссия о допустимости цензуры, запрещенной Основным законом, запахнет кровью.
С точки зрения охранительской все эти противоправные решения, предупреждения и блокировки как бы обернутся благом. Мол, если все позапрещать, ублажая импульсивных верующих, особенно тех, кто без промаха стреляет в спину, то в отечестве воцарится покой и заповедь "не убий" станет основополагающей даже для пехотинцев Кадырова. С точки зрения охранительской мудрость Роскомнадзора, прикрывающего сайты и карающего за ретвиты, очевидна и надо, как завещал один часто цитируемый контрреволюционер, благословлять эту власть, которая одна своими штыками, тюрьмами и блокировками еще ограждает нас от ярости народной. С точки зрения охранительской вчерашний вердикт Таганского райсуда - это вершина гуманизма.
Однако имеется и другое мнение. Если страх насаждается сверху, то и любые запреты сродни подстрекательству. Объявляя граждан и общественные объединения национал-предателями и пятой колонной, принимая дикие нормы и объявляя вне закона целые редакции, власть науськивает отморозков. Вместо того чтобы защищать россиян, пусть и несогласных, от преступников, она своими штыками, тюрьмами и блокировками плодит преступления. В тех случаях, когда сама их не организовывает.
А пророк тут вообще ни при чем. Пророк, как говорится, непоругаем. Оплакивающий убитых и убийц на обложке расстрелянного журнала, перепечатанной в сотнях других изданий, в том числе и на нашем сайте, он из последних, должно быть, сил вступается за ислам - кстати, религию добра, если вы еще не в курсе. Пророк безутешен, и солидарно с ним скорбят, глядя на этот мир, все его творцы, поминаемые всуе и неназываемые, запечатленные и незримые. Но благочестивых у нас почти не осталось, и судья Елена Подмаркова оглашает зал заседаний очередным безбожным приговором.
Блоги
Статьи по теме
Обуздание чувств
Никакой пощады чувствам тех, кто пытается их оградить, навязывая силой свои религиозные запреты людям, их чувств не разделяющим. И я полностью поддерживаю призыв Михаила Ходорковского продемонстрировать неподчинение распоясавшимся религиозным мракобесам, публикуя карикатуры из Charlie Hebdo.