Компартия жуликов и воров
Двухсерийный художественно-документальный фильм "Казнокрады", показанный на днях по НТВ, хорошо вписывается в фактически начавшуюся предвыборную кампанию. Он посвящен резонансным расследованиям эпохи "застоя" - начатому в 1982 году делу московской торговой мафии, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов и осужден на 15 лет бывший начальник Главторга Мосгорисполкома Николай Трегубов, и делу бывшего министра внутренних дел и друга Брежнева Николая Щелокова, обвиненного в коррупции и хищениях социалистической собственности и позже покончившего с собой. Фильм явно направлен против ностальгии о советском прошлом, на которой обычно строит свои предвыборные кампании КПРФ. В качестве экспертов выступают следователи и оперативные работники, расследовавшие упомянутые дела, а также люди, лично знавшие Соколова и Щелокова. Исторических персонажей в художественных реконструкциях событий играют популярные актеры.
Нам демонстрируют, что и в позднесоветское время, как и теперь, существовали и коррупция, и казнокрадство, а боролись с ними только тогда, когда на то были политические причины. Так, все дело Соколова и торговой мафии в Москве, как уверяют авторы фильма, было затеяно Юрием Андроповым для того, чтобы нейтрализовать соперника в борьбе за пост генсека - главу Московского горкома партии Виктора Гришина, которому подчинялась столичная торговля. Но здесь получается хронологическая неувязка. Соколова арестовали 30 октября 1982 года, за 11 дней до смерти Брежнева. А в фильме подчеркивается, что директор Елисеевского очень долго не давал показаний. А значит, никакого компромата на Гришина к моменту смерти Брежнева и воцарения Андропова получить от него не было никакой возможности. По некоторым данным, Соколов заговорил только 20 декабря 1982 года, на 40-й день после кончины Леонида Ильича. Да и не было у Андропова особой вражды к Гришину, иначе бы он его десять раз успел отправить на заслуженный отдых даже за свое недолгое царствование. И под суд Соколова и компанию отдали только 11 ноября 1983 года, что никак не сказалось на положении Гришина, благополучно досидевшего на своем посту до прихода к власти Горбачева.
Я уж не говорю о пошлых сценах, когда в служебном кабинете Соколова ему прямо на столе поет тенор Большого театра, а сам Юрий Константинович предается пьяному загулу (на самом деле Соколов, страдая тяжелым сахарным диабетом, почти не пил). Или как следователь, чтобы завоевать доверие Соколова, отпускает его одного добыть в близлежащем гастрономе дефицитный чай "со слоном". А еще генералу армии Щелокову во время обыска выкручивает руку офицер КГБ.
Насчет Щелокова в фильме есть ударная сцена: в сентябре 1982 года он добивается от Брежнева ордера на арест Андропова, но люди Андропова, предупрежденные своим агентом в щелоковском окружении, нейтрализуют группу захвата. Эту версию впервые обнародовали два советских журналиста, эмигрировавшие в США и издавшие там биографию Андропова. Если бы такая попытка ареста Андропова имела место в действительности, то Щелокову пришлось бы стреляться не 13 декабря 1984 года, а на следующий день после смерти Леонида Ильича. Да и Брежнев, если бы уж вдруг решил арестовать второго человека в государстве, вряд ли бы стал делать это, не получив санкции Политбюро, да и производить бы арест стал в Кремле, с использованием надежных людей из своей охраны (личный опыт ареста Берии у него был). По замыслу авторов фильма, устраняя Щелокова и Гришина, Андропов расчищал дорогу к власти своему протеже Михаилу Горбачеву, который в фильме показан как чрезвычайно противный подхалим.
Да, Щелоков, 16 лет возглавлявший органы внутренних дел, любил дорогие подарки, проявлял страсть к антиквариату, щедро одаривал за счет казны своих родственников и друзей. Но политиком, стремившимся к власти, он никогда не был. И Андропов расправился с ним не как с опасным соперником, а в рамках кампании по борьбе с коррупцией и по личной неприязни. К тому же окончательная расправа с Щелоковым (лишение его званий и наград, что довело опального министра до самоубийства) произошла уже не при Андропове, а при Черненко.
Отражено в фильме и знаменитое "убийство на Ждановской" (тогда жертвой милицейского произвола случайно стал майор КГБ из секретариата Андропова). Зрителю наглядно демонстрируется, что и в брежневские времена милиционеры били, грабили и даже убивали задержанных, так что в практике нынешней полиции, как и в современной российской коррупции, нет ничего принципиально нового. Однако преступность в советской милиции все-таки была несравнима по масштабам с нынешней. В те времена население, как правило, видело в милиции свою защиту, тогда как полиция воспринимается главным образом как источник повышенной опасности.
Да и масштабы казнокрадства Щелокова и Соколова сегодня никого впечатлить не могут. Соколову инкриминировали хищение 300 тысяч рублей, а Щелокову - более полумиллиона рублей, причем значительную часть этих средств министр потратил на жилье своим родственникам и добрым знакомым (например, квартирами были облагодетельствованы дочь личного портного и бывший зять Николая Анисимовича). А еще МВД потратило более 36 тысяч рублей на живые цветы родным и близким Николая Анисимовича, списав их потом как возложенные к Мавзолею Ленина и Могиле Неизвестного солдата. Если взять курс тогдашнего черного рынка, то Соколов облегчил казну примерно на 60 тысяч долларов, а Щелоков - на 100 тысяч долларов. Даже если допустить, что один тогдашний доллар по покупательной способности соответствовал пяти нынешним, суммы не впечатляют. Семьи иных московских префектов при Лужкове в месяц зарабатывали больше.
Статьи по теме
Телебайки из кремлевского склепа
Фильм "Свидетели. Тайны кремлевских протоколов. Фалин", показанный по Российскому телевидению, призван познакомить зрителей с закулисными сторонами кремлевской политики в период от Сталина до Горбачева. Главным и единственным свидетелем выступает Валентин Михайлович Фалин.
О добром чекисте
Новый фильм Сергея Медведева под оптимистическим названием "Юрий Андропов. Пятнадцать месяцев надежды" показан на Первом канале в связи с 95-летием со дня рождения главного героя. Внимание к этой фигуре вполне понятно. Именно образ генсека-чекиста является наиболее привлекательным для путинского режима, это та часть советского прошлого, которая ему наиболее по сердцу.
От Ильича до Владимира
Телевизионный фильм "Брежнев" - удача Первого канала. Прекрасные актерские работы, высокий в целом уровень исторической достоверности - нарушаемый, правда, отдельными неточностями и анахронизмами. По мнению обозревателя Граней.Ру, идейный смысл проекта в том, чтобы зрители сравнивали немощного Брежнева с энергичным Путиным - и радовались своему счастью.
Отстаивая застой
"Действительно многие говорят о брежневизации Путина, при этом говорят те люди, которые вообще ничего не знают про Брежнева", - утверждает Песков. Я сверился с его анкетой. Он родился в 1967 году и вырос в привилегированной семье посла. Это не я, а он не знает, какой была жизнь обычных людей при Брежневе.
Два вождя после дождя
Ушедшему Путину поначалу припомнят все: и Чечню, и взрывы домов, и Беслан, и "Норд-Ост", и тотальное воровство. Но опыт подсказывает, что период разочарования будет кратким и новый вождь, вынырнувший в какой-нибудь Московской республике, еще спросит, прищурившись: а худо ли вам было, дорогие граждане, при Брежневе и при Путине?
И Брежнев такой молодой...
В эти дни отмечается сороковая годовщина "второй октябрьской революции": в середине октября 1964 года хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем. Бесцветный Леонид Ильич, занявший место колоритного Никиты Сергеевича, сумел постепенно консолидировать власть, подавив реформаторские начинания своего предшественника. По мнению историка Бориса Соколова, нечто подобное происходит и в сегодняшней России.