Средство от массовой информации
Приходится держать себя за руку и за язык, чтобы не дать волю слепой ненависти, для выхода которой надобны чучела. Они, впрочем, у каждого под рукой: лица кавказской национальности, государство, которое допустило бойню, и телевидение, которое не показало ее во всей красе. Или, наоборот, показало?
Что же все-таки показало наше телевидение? И самый главный вопрос: как оно себя показало?
Очнувшись от летаргического сна
В тот момент, когда российские телевизионщики решили (или им кто-то подсказал), что новости больше не их профессия, посыпались новости одна кошмарнее другой. Тем не менее два теракта в небе не вывели ТВ из летней спячки. Реакция электронных СМИ была вялой – да, что-то там случилось: то ли взрыв, а может, дикий случай...
Сначала решили, что последнее: случайность не так пугает, как закономерность. Особенно если ты фаталист. ТВ занялось самоуспокоением, чтобы снова погрузиться и всех нас погрузить в летаргию.
Но не довелось.
В последний день лета рвануло в Москве, а в первый день осени осетинский Беслан стал горячей точкой террористической войны.
Тут поневоле нашим телевизионщикам пришлось просыпаться.
Вот как это происходило.
31 августа 20.15 раздался взрыв у Рижского вокзала. На "России" в это время шли часовые "Вести" - и ни звука о случившемся. В те же минуты "Лицом к городу" на канале ТВЦ сидел мэр столицы. На его лице ничего не отразилось, хотя он-то наверняка что-то знал.
Как и следовало предполагать, первым все-таки очнулось НТВ. В половине девятого, прервав увлекательный сериал "Улицы разбитых фонарей-6", телевещатель дал в эфир спецвыпуск "Сегодня".
Затем о теракте заговорили и во "Времени" на Первом канале. Но это была не конкретная информация, а сухая констатация факта. Тем временем корреспонденты НТВ уже в следующем спецвыпуске опрашивали свидетелей и развернули телескопическую антенну около Института Склифосовского, куда доставлялись раненые.
Детская игра на опережение
На следующий день случилось худшее из того, что можно присниться в самом страшном сне. И тогда стало понятно, что это уже не трагическое стечение обстоятельств, не Его сумасшедшее Высочество Случай, а Ее Величество трагическая Закономерность.
Тогда-то и пробудился второй канал. И "Россия" стала выдавать в эфир спецвыпуски "Вестей".
Но тут стало происходить нечто странное. Информационные службы федеральных каналов бросились состязаться не по части объема и качества информации. Содержание всех новостных выпусков в первый день захвата заложников было примерно одинаковым. Несколько более разнообразным оно оказалось на НТВ - просто в силу не до конца растраченных в компании навыков разведывания и подачи новостей.
Странность была в другом: в детской игре на опережение. Если у НТВ по сетке "Сегодня" выходит в 10.00, то заставка спецвыпуска "Вестей" начинает бежать в 9.55. Если по сетке "Вести" к нам являются в 14.00, то спецвыпуск "Сегодня" прорывается на экран в 13.56.
Происходило нормальное контрпрограммирование: каждая из компаний не упускала случая поставить другой информационную подножку.
Вот, например, 2-го числа в 12.56 выходит в эфир специальный выпуск "Вестей". В нем нет ничего нового в сравнении с тем, что говорилось и час, и два назад. Спецкор Маргарита Симонян тяжело вздыхает и произносит: "Главная новость в том, что новостей стабильно нет".
Оттого и сложилось впечатление, что этот бег "Вестей" наперегонки с "Сегодня" - в чистом виде борьба за рейтинг. Слава богу, что не на крови, а всего лишь на информационной мели.
Профессия и долг
Для телевизионщиков информация, может быть, действительно всего лишь профессия, а для телезрителей – нечто насущное. Это мы все почувствовали, когда в Беслане началось стихийное освобождение заложников. И вот тогда у телекорреспондентов, находившихся на передовой, пошла уже игра с огнем - отнюдь не в переносном смысле.
Мы по эту сторону экрана увидели не так уж и много. И было понятно, что операторы по подсказке из студии щадили нервы зрителей, но пульс того, что происходило по ту сторону экрана, прослушивался так четко, отзывался такой болью, что, простите за словесное клише, сердце выскакивало из груди.
Пульс Беслана прослушивался в течение часа на второй кнопке и в продолжение всего оставшегося дня в эфире НТВ. Он не бился на самом-самом рейтинговом, на самом-самом народном – на Первом канале. На том канале, топ-менеджеры которого всегда и везде, всюду и всем тычут своей первичностью.
Интересно, какой был рейтинг сериала "Женщины в любви", который шел на первой кнопке в аккурат с 14.10 до 15.00? Теперь "Женщины в любви" для "Первого" - это как "Лебединое озеро" для советского ЦТ в августе 91-го. Вечером этого дня "Первый" показал "Крепкий орешек". Для сравнения, что ли, голливудского теракта с беслановским?
Телевидение уже давно не воспринимается обществом адекватно. Его клянут и клеймят по всякому поводу и со всех сторон – за аморализм и пуританизм, за политизированность и аполитичность, за то, что превышает свои права, и за то, что не исполняет своих обязанностей. И сейчас на него посыплются шишки без разбора. Уже сыплются скопом: "национальный позор", "утаивание правды", "трусливые телевизионные командиры" и т.д.
Общее соображение
Разбор нужен. Но уже сейчас следует признать, что 2-го сентября гражданскую честь тележурналиста и профессиональное достоинство телевизионного вещания спасло НТВ. Не посрамили их телеканалы "Россия" и RenTV.
Но самоотверженность телерепортеров в экстремальной ситуации – одно, а будни информационной работы – другое. Просто чрезвычайная ситуация высветила порочность той тенденции, которая столь отчетливо проступила в нашем телевещании этим летом. Я имею в виду зачистку тех площадок, на которых государство может вести диалог с обществом на постоянной основе. Нет больше "Намедни", "Свободы слова" и "Личного вклада". До сих пор отдыхают "Времена" Познера, "Основной инстинкт" Сорокиной и "Зеркало" Сванидзе.
У информационно-политического вещания были сложности, проблемы, которые следовало решать. Но ведь давно известно, что гильотина – не самое лучшее средство от перхоти.
Наши телекомпании основательно подготовились к новому сезону. И многообещающе его начали. Сетки вещания всех основных федеральных каналов запестрели новыми сериалами и документальными проектами. Зрители, по замыслу телевизионных функционеров, должны были не заметить, как резко сократилось в эфире пространство политики. Но тут разгорелась террористическая война, и сразу выяснилось, что телевидение в качестве СМИ – Средства Массовой Информации – по большому счету провалилось, несмотря на успехи СМР – Средства Массового Развлечения. Или, может быть, благодаря этим успехам?
Статьи по теме
Средство от массовой информации
Минувшим летом руководство главных федеральных телеканалов основательно подготовилось к новому сезону. Политику урезали до минимума, "развлекуха" разрослась до предела. И когда грянула новая вспышка террористической войны, затмившая трагедии прошлых лет, телевидение показало обществу себя - и в далеко не лучшем свете. Однако некоторые телевизионщики все же не забыли о профессиональных навыках и гражданском долге.
Соблюдайте свою корпоративную этику!
Леонид Парфенов уволен вовсе не за политическую крамолу, а всего за "нарушение корпоративной этики". Что же это за этика такая, по которой нельзя выносить сор из замусоренной избы и по которой начальство по определению всегда право? Анализируя последние события на НТВ, главный редактор Колокола.Ру Женя Снежкина замечает, что в эпоху феодализма соответствующие этические нормы формулировались более справедливо и соблюдались более строго.
Концерт для Радзинского с оркестром
Мастер облегченного исторического жанра Эдвард Радзинский предложил телезрителям новый вариант рассказа о едва ли не самом судьбоносном террористическом акте в российской истории - убийстве императора Александра II. На сей раз повествование ведется в другом антураже и сопровождается другим видеорядом. Но и другие события минувшей телевизионной недели подобрались таким образом, что образуют значимый фон для повествования об истоках отечественного и мирового терроризма.
Заплывы слепых наперегонки со зрячими
Миновала неделя после выборов, а предвыборная кампания на наших телеэкранах все еще продолжается. Президент демонстрирует хозяйственную активность, встречаясь под телекамеры то с одним правительственным функционером, то с другим, а то и с коллективом функционеров. Лидеры проигравших партий не устают рассказывать о том, почему они проиграли и почему не могли выиграть. Между тем на одном из телеканалов завершается посвященный новейшей российской истории проект под выразительным названием "Заплыв слепых".
Обратная ретроспектива
К 115-летию со дня рождения Чарли Чаплина телеканал "Культура" показал отечественному зрителю несколько шедевров великого мастера, в том числе и те ("Великий диктатор", "Мсье Верду"), которых мы прежде не не могли видеть ни по телевизору, ни в прокате. И дело не только в том, что восполняется существенный пробел в нашем эстетическом воспитании. В "новые времена" эти фильмы наполняются важным социальным смыслом. Чаплинская ретроспектива безусловно стала самым актуальным событием минувшей теленедели.
Комедия либерального режима
Предпоследняя неделя апреля на российском телевидении прошла, как водится, под знаком дня рождения первого и главного советского вождя. Где-то промелькнул "Ленин в 1918 году" - старый конь канала не испортит. Показали и традиционную для постсоветской эпохи "Комедию строгого режима". Прошли сакраментальные дискуссии о месте Ильича в отечественной и мировой истории и о том, следует ли нам реорганизовать место его упокоения. Зрители узнали кое-что новое о личной жизни "самого человечного человека" и о досадных пробелах в его гуманитарном образовании. Демифологизация ленинского образа продолжается - но медленнее, чем хотелось бы.
Страдательный заложник
Гендиректор НТВ Николай Сенкевич испытывает тяжкие душевные муки. По его словам, решение закрыть программу "Намедни" и уволить ее ведущего Леонида Парфенова далось ему с большим трудом. В этом признании есть доля правды: предав гласности постыдный эпизод цензуры на НТВ, Парфенов рассказал о Сенкевиче такую правду, которая хуже всякой лжи. Не всякому руководителю телеканала хочется предстать перед публикой заложником Кремля и спецслужб.
Читайте статью Ильи Мильштейна.
Лейка и блокнот - не защита от пулемета
В ночь на понедельник багдадская гостиница "Палестина", где живут иностранные журналисты, снова оказалась в центре событий: возле нее завязалась оживленная перестрелка - морские пехотинцы охотились за снайперами. От операторов, появившихся на крыше и балконах, военные потребовали выключить осветительные приборы. Всем сразу вспомнился недавний трагический инцидент, когда журналисты в "Палестине" попали под танковый огонь. Информационное освещение иракской войны и поведение репортеров - тема комментария Владимира Абаринова (Вашингтон).
Тоска по смерти
"Можно себе представить, как продюсеры политических ток-шоу и ведущие информационно-аналитических программ, предлагаемых телезрителям на уикенд, составляя меню, маялись в предчувствии низких рейтингов. Ну что: ну, футбол – раз, продление срока президентского правления – два, выпущенный на свободу Шахновский – три, кандидаты в президенты – четыре. И это, пожалуй, все. Сплошная рутина. И вдруг: не было ни гроша..."
Команда, которой не жить
Старое НТВ умерло в третий раз. Через два с лишним года после силового захвата "четвертой кнопки" и через полтора года после закрытия ТВ-6 отключен от эфира канал ТВС, где отчаянно пытались работать остатки команды Евгения Киселева. У министра печати Лесина не хватило терпения дождаться, пока канал отдаст богу душу от запланированного безденежья. В краткой истории российского независимого телевидения поставлена жирная точка.
Намедни без свободы слова
Недавно Владимир Путин заявил, что говорить о кризисе свободы слова в России не приходится, поскольку такой свободы у нас никогда не было. Между тем свобода СМИ провозглашена в Конституции, соблюдение которой президент обязан гарантировать. И все же по существу г-н Путин прав. Свидетельство тому - цензура, которой подверглась на днях телепрограмма "Намедни".
Арбитраж Путина
Как стало известно Граням.Ру, 30 мая глава РАО "ЕЭС" Чубайс, встретившись с президентом Путиным в Санкт-Петербурге, должен был попытаться окончательно решить вопрос о том, какая из групп акционеров станет единоличным собственником телекомпании ТВС. Накануне, 28 мая, Внешэкономбанк, которому "шестая кнопка" просрочила возврат кредита в $40 млн, заморозил на счете ТВС $300 тыс. рекламных средств. Как полагают в окружении Чубайса, тем самым конкурирующая группа акционеров, возглавляемая председателем наблюдательного совета ООО "Базовый элемент" Дерипаской, пытается заставить "чубайсовцев" продать свою долю акций.
В эфире акционерская зорька
Новый первый замгендиректора НТВ Александр Герасимов заявил, что подстраивать политику "четверки" под госканалы не будет. Однако его шеф Николай Сенкевич, по слухам, подумывает о согласовании сеток вещания НТВ, ОРТ и РТР. Накануне на НТВ прошло собрание акционеров. В новый совет директоров не вошел ни один журналист. Их интересы будет представлять гендиректор Сенкевич, избавившийся от приставки "и.о.". Реструктуризацию прав собственности в НТВ и формирование новой команды можно считать завершенными.
Домовой Добби съел Парфенова
Парфенов на три месяца закрывает "Намедни". 9 февраля программа последний раз в эфире. НТВ лишается лица, но это, похоже, мало заботит топ-менеджмент "Газпрома". Руководство "Газпром-медиа" азартно ведет переговоры с экс-замглавы ельцинской администрации Зверевым, бывшим соратником бывшего хозяина НТВ Гусинского. Владелец близкого к Минпечати PR-агентства "КРОС" должен стать первым замгендиректора НТВ, оттеснив Земского. Того самого, из-за которого коллектив выразил недоверие пульмонологу Сенкевичу.
Догоняющее нас Прошлое
По телевизору показали фильм "Убить дракона", снятый в 1988 году по знаменитой пьесе Евгения Шварца. В перестроечные времена казалось, что экранизация, сделанная Марком Захаровым, рисует навеки уходящую социально-писихологическую натуру. Однако, по мнению Юрия Богомолова, сейчас в пьесе и фильме обнаруживается острая злободневность. Эту мысль критик доказывает на примере ряда событий прошедшей телевизионной недели.
НТВ не лечится
Назначение медика Николая Сенкевича и.о. гендиректора НТВ принято верхушкой "Газпрома" в короткой ожесточенной борьбе против руководства кремлевской администрации. За Стеной, однако, не слишком верят, что пульмонолог приживется в кресле телевизионного топ-менеджера. Сам коллектив ощущает негласную кремлевскую поддержку. И это ощущение, кажется, перевешивает 10 процентов привилегированных акций НТВ сулимых коллективу начальством из "Газпрома". От лица редсовета телекомпании Сенкевичу передана черная метка недоверия.