Папа и недоросли
Господин из ЛДПР по сути прав. Смерть папы римского Иоанна Павла II действительно стала "колоссальной пропагандистской акцией", как выразился этот депутат на свойственном ему языке. Он не ошибся: жизнь и смерть Кароля Войтылы, чья судьба в эти дни в центре внимания всех мировых телеканалов, больно задевает Россию. Поэтому депутат Митрофанов требует, чтобы профильный комитет Госдумы задумался о несоразмерности освещения в наших СМИ траурных церемоний, проходящих в Ватикане. Он также считает неоправданно высоким уровень представительства России на похоронах, куда президент отправил Фрадкова. Большинство народных избранников его не поддерживает, хотя сотня набралась, но многие другие с ним тоже согласны - видно по лицам.
В самом деле, колоссальное событие наблюдают сегодня россияне. Чрезвычайно опасное для их неокрепших душ. Только дело тут не в православии и католицизме, не в их конкуренции, что так тревожит Митрофанова, путающего веру христианскую с матчем футбольным. Сравнивая судьбы своих высших иерархов с жизненным подвигом Папы, наши сограждане просто могут задуматься о несхожести этих путей. Вера-то у всех одна, кто верует. Способы служения разные.
Папа был очень светлым, добрым и веселым человеком. Наши церковные начальники в массе своей поражают мрачностью, косностью, иногда и злобой. Папа был в вере тверд – еще с того подпольного кружка в оккупированной немцами Польше, когда рисковал жизнью за свои проповеди. Бывшие советские иерархи чуть не сплошь повязаны с КГБ, многие и по сей день, с той лишь разницей, что нынче это не слишком и скрывается. Папа был убежденным антикоммунистом. Эти что ни день (вместе с главами других конфессий) возносили молитвы во здравие советского правительства и боролись за мир в составе пригэбленных делегаций, как нынче сражаются за державность и особый путь. Понтифик был объединителем и примирителем, за годы своего папства он объездил почти весь свет – за исключением России. Сюда его не пустили те же самые мрачные и косные, толпой стоящие у президентского трона. Бегали от него, как черти от ладана.
Митрофанов первым догадался: Папа их перехитрил. Своей мученической кончиной он превозмог все границы и запреты, явившись к нам в самый что ни на есть прайм-тайм, заставив заговорить о себе все наши говорящие головы на всех гостелеканалах. А где смерть – там и биография, в которой мужественное многолетнее противостояние тоталитарному режиму, и всеобщая любовь поляков, и поразительные проповеди, и таинственное покушение со следами, ведущими в Кремль, и глубокая вера – такая удивительная и непостижимая после всего, что его Польша вместе со всем человечеством испытала в XX веке. И эти его последние, невысказанные слова у окна папской резиденции, и детская обида в глазах на свой беспомощный возраст, и сокрушенный, мучительный, последний, прощальный взмах руки.
Пропагандистская акция? Еще какая! Если можно пропагандировать добро, пиарить сочувствие и любовь к людям, агитировать за Господа, то вся жизнь понтифика была такой "акцией".
Ну и конечно, Польша – вечный соблазн и укор нашей Родине. Все эти бесконечные разделы при вечной тяге к свободе, да еще Молотов с Риббентропом, и Катынь, и "Солидарность", едва не раздавленная нашими танками, но хватило ума не учинять себе в Варшаве второй Афганистан... У Папы не было ни одной дивизии, о чем своевременно известили еще тов. Сталина, но пример Иоанна Павла II неожиданно показал, что можно и так, без дивизий, одной только верой и солидарностью освободить от коммунистической чумы свою страну, а вскоре и все соседние, включая самую зараженную и большую.
"Нельзя не видеть, что идет", – изъясняется с думской трибуны опечаленный Митрофанов, и он опять прав, бедняга. Вместо харкотины его шефа, скачущего по думским креслам, народ российский наблюдает на телеэкранах и обсуждает зрелище непривычное и такое от нас далекое. Папа Римский умер, и миллионы людей провожают его в последний путь, и горе их огромно и прекрасно, как огромна и прекрасна была жизнь этого человека. Надо бы запретить, да опять нету кворума.
Справка
Иоанн Павел II
До избрания на папский престол - Кароль Войтыла. Родился 18 мая 1920 года в Вадовицах (Краковское воеводство, Польша) в семье военнослужащего. В 1938 г. после окончания гимназии поступил на философский факультет Ягеллонского унверситета в Кракове, но был вынужден прервать обучение в связи с началом войны. Во время гитлеровской оккупации в 1940-1941 гг. работал на краковском химическом заводе "Сольвей", играл в самодеятельном театре-студии "Рапсодия". Принимал участие в деятельности нелегального католического кружка. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию Кракова. 1 ноября 1946 г. был рукоположен в сан священника архиепископом Кракова Адамом Стефаном Сапегой. В 1946-1948 гг. учился в Риме на философском факультете Доминиканского университета "Ангеликум", а также в католических университетах Фрибурга (Швейцария) и Лувена (Бельгия), активно занимаясь пастырской деятельностью среди польской эмиграции.
По возвращении в Польшу в 1948 г. выполнял функции викария в приходе села Неговиц (1948-1949 гг.), а затем в одном из городских приходов Кракова (1949-1951 гг.). В 1953 г. получил степень доктора морального богословия на теологическом факультете Ягеллонского университета и вел курс лекций по социальной этике в Краковской духовной семинарии. В 1956 году был назначен заместителем профессора в Люблинском католическом университете и в следующем году получил должность доцента.
4 июля 1958 г. по назначению Папы Пия XII стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 г. был рукоположен в сан епископа. 13 января 1964 г. Папа Павел VI назначил его архиепископом и митрополитом Кракова, а 26 июня 1967 г. возвел в сан кардинала.
Был избран Папой Римским 16 октября 1978 г. и принял имя Иоанн Павел II; интронизация состоялась 22 октября 1978 г.
Владеет шестью иностранными языками, автор философских и теологических трудов, в том числе пьес "Золотых дел мастера", "Брат нашего Бога", "Роковая весть", книг "Любовь и ответственность", "Личность и деятельность", "Переступить порог надежды", поэм и стихотворений.
Опубликовал ряд энциклик, среди которых наиболее известными являются: "Redemptor hominis" (1979), "Dives in misericordia" (1980), "Laborem exercens" (1981), "Slavorum apostoli" (1985), "Divinum et vivificantem" (1986), "Solicitudo reu sociale" (1987).
Официальный титул:
Епископ Рима
Викарий Иисуса Христа
Преемник Князя Апостолов
Верховный первосвященник Вселенской церкви
Патриарх Запада
Примас Италии
Архиепископ и митрополит Римской Провинции
Глава государства Града Ватикан
Раб рабов Божьих
Annuario Pontificio 2000; Христианство (словарь), М., 1994.
Дословно
Алексей Митрофанов
Россия - не католическая страна. И поэтому каждый день передавать о событиях в Ватикане, причем с деталями - кто эти кардиналы, что они будут делать, - совершенно не нужно. Участвовать в глобальной пропагандистской акции католической церкви нельзя. Считаю также завышенным и уровень нашего представительства. Зачем премьера, тем более еврея, посылать на похороны папы? Уровень должен быть адекватен роли, которую католики играют в России. К примеру, это мог бы быть председатель комитета по религиозным организациям Госдумы. Если приезжают главы государств, в которых доминирует католическая религия, - я еще могу понять. Ну а мы-то что туда лезем? Не надо быть заложниками Запада, посылать в Ватикан высочайшего уровня делегации.
"Известия", 07.04.2005
Статьи по теме
Папа и недоросли
Меж тем как мир оплакивает кончину Иоанна Павла II, патриоты из Охотного ряда опасаются, что наше телевидение слишком подробно и уважительно освещает происходящее в Риме в эти скорбные дни. Тревога отечественных митрофанушек небеспочвенна: миллионы россиян переживают смерть великого человека, думают о его жизни, вере и делах - и эти чувства и мысли вряд ли желательны для начальства.
Роковая весть
Иоанн Павел Второй был не только один из величайших пастырей римско-католической церкви, но и политик-борец, чьи деяния заставляют вспомнить времена, когда Рим одерживал победы над светскими владыками и наставлял их на путь истинный.
За нашу и вашу свободу
Бжезинский опасался, что папа, узнав о такой наглости, не захочет с ним больше общаться. Опасался напрасно: ему предстояло еще не раз говорить с Иоанном Павлом II. В том числе и в декабре 1980-го, когда Бжезинский разбудил его среди ночи, чтобы сообщить о готовности Москвы в течение 48 часов ввести войска в Польшу.