Основы прокурорской культуры
Итак, на этот раз чуда не случилось. Мещанский районный суд отверг жалобу Общероссийского движения "За права человека" на вторичный отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело по факту распространения и внедрения в средние учебные заведения учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". Определение суда почти повторило январское отказное постановление прокуратуры. Таким образом лопнул огромный мыльный пузырь "борьба российской прокуратуры с антисемитизмом и ксенофобией": вся прокурорская вертикаль - Генеральная, Московская, Останкинская межрайонная - признала, что знакомить 12-летних школьников с высказываниями, достойными "Протоколов сионских мудрецов" и "Майн кампф", - абсолютно законное дело.
Грани.Ру уже знакомили своих читателей с историей учебника Аллы Валентиновны Бородиной. Мы не скрывали, что прошлогодняя попытка движения "За права человека" использовать прокуратуру для пресечения клерикализации школы и внедрения черносотенных учебников направлена и на то, чтобы проверить прокуратуру и другие государственные органы на готовность реально бороться с ксенофобией и шовинизмом. Результат превзошел все ожидания!
Во-первых, выяснилось, что учебник Бородиной не случайность на фоне благостных культурологических пособий, но главный ледокол в процессе клерикализации школы. Основные рецензенты учебника, а также руководители издательства "Покров" оказались среди членов координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской патриархии. Этот самый совет, кстати, рекомендовал учебник (и вообще всю учебную продукцию "Покрова") для использования в школах, явно превысив свои полномочия, установленные приказом Минобразования # 058 от 1 июля 1999 года. Естественно, что прокуратура наотрез отказалась проверять прямой запрос правозащитников, соответствует ли такое положение дел светскому характеру государства и образования. Одновременно обнаружилось, что апробация учебника шла два года в столичных школах.
Во-вторых, выяснилась последовательная позиция прокуратуры: ни в коем случае не считать откровенно черносотенные пассажи чем-либо предосудительным. Оно, конечно, так было и раньше, с конца 80-х, но помнится, с "гитлеровского" апреля 2002 года высшие государственные мужи так страстно стали обличать ксенофобию, фашизм, антисемитизм и прочий экстремизм... Теперь всем пора понять: экстремизм у нас - это антиклерикальная художественная выставка, а предложение учащимся выяснить причины стремления евреев добиваться господства над другими народами - это невинное содействие нравственно-патриотическому воспитанию.
На процессе в Мещанском суде присутствовал - наконец-то - представитель Мосгорпрокуратуры старший прокурор В.В. Рыбалко. Он тут же заявил, что по результатам надзорной проверки и столичная, и Генеральная прокуратура признали справедливым решение Останкинской межрайонной прокуратуры отказать в возбуждении уголовного дела по факту издания учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". Самым скандальным было его заявление о том, что "антисемитизм и ксенофобия" не предусмотрены 282 статьей Уголовного кодекса (разжигание национальной и религиозной вражды). Чтобы придать дополнительный вес своим аргументам, он сослался на пачку обращений религиозных деятелей, требующих привлечь по 282-й статье самих правозащитников. В нарушении процедуры заседания - на стадии реплик сторон - он пытался приобщить эти обращения к материалам дела.
Прокуратуре надо было подтвердить компетентность кандидата юридических наук В.А. Бурковской, которая дала "внепроцессуальную научную консультацию" о том, что черносотенные пассажи учебника Бородиной законодательству не противоречат. И старший прокурор помахал методическими указаниями г-жи Бурковской по вопросам применения ст. 282 УК РФ с грифом "для служебного пользования". Эти указания он показал лишь судье, но отказался дать на обозрение стороне-заявителю, чем нарушил состязательность процесса. Поэтому можно не удивляться, почему прокуратура в упор не видит разгул неонацизма, но гоняется за Сорокиным и Ширяновым, расследует выставку в Музее имени Сахарова, а не церковных и общественных деятелей, оправдывающих и подстрекающих погромщиков...
Осталось напомнить, что учебник А.В. Бородиной, заявленный как культурологическое учебной пособие, является, согласно экспертизе Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, конфессиональной апологией православия, содержит средневековые предрассудки, элементы ксенофобии и религиозного антисемитизма. Впрочем эту экспертизу, как "непроцессуальную", суд отверг.
Юридическая тонкость в том, что прокуратура "притворилась", что речь идет не об учебнике, а об обычной публицистике. Как положено, опросила автора и издателя насчет намерения разжечь межнациональную и межрелигиозную вражду. Те как на духу заявили, что и в мыслях не имели что-либо разжигать. Прямых призывов "бить" в учебнике нет. Чего ж вам боле?!
Это как если бы некий ретивый деятель на ниве просвещения порекомендавал изучать в средней школе "Камасутру" - как факультатив на уроках анатомии. А прокуратура ограничилась выяснением того, имел ли издатель умысел на растление малолетних. А издатель в ответ на строгий запрос честно сообщил: продавал точно по закону об обороте эротической продукции, в целлофане, экспертиза элементов порнографии не обнаружила, анкетирование показала рост дружественных отношений в классе...
Справка
Экспертное заключение на книгу: А. В. Бородина. Основы православной культуры
А. В. Бородина. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: "Покров", 2002 г.
(Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви).
Рецензируемый учебник, как явствует из аннотации, "предназначен для 6 класса и любых более старших классов на первом году внедрения данного курса... Может быть использован в качестве основного и дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, религиоведение, мировая художественная культура, а также при изучении базовых дисциплин (литература, история и др.)".
Сам факт существования факультативной дисциплины "Основы православной культуры" в рамках школьной программы не вызывает возражений. Учащимся средней школы было бы полезно познакомиться с православной культурой. Однако рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.
Обращаясь к столь тонкой теме, как религия, в рамках светской школы, следует избегать как некритической апологетики, так и неуважительных, конфессионально окрашенных высказываний по поводу других религиозных традиций. Соответствует ли рецензируемый учебник этим критериям? К сожалению нет.
В тексте учебника встречаются такие высказывания, как "несторианская" и "монофизитская ересь" (с. 29-31). Учение Нестория и т.н. монофизитство были осуждены на Вселенских соборах и с точки зрения ортодоксального христианства являются ересями. Однако термин "ересь", содержащий негативную оценку, неприемлем для школьного, неконфессионального учебника. Условно называемые несторианской и монофизитской церквями Ассирийская Церковь Востока и Армянская Апостольская Церковь представлены в России, и оценка учения, которому они привержены, как еретического является оскорблением религиозных чувств верующих.
Кроме того, в ряде случаев автор позволяет себе высказывания, оскорбительные для представителей еврейского народа. Позволю себе процитировать: "Пилат, не находя вины Иисуса, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены... Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговаривали народ, чтобы он требовал распятия Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла, была непонятна ему" (с. 112). Автору следовало бы объяснить школьникам, что обвинения в адрес иудеев в Евангелиях обусловлены полемическими задачами авторов Евангелий. Не следует забывать, что и Иисус, и апостолы были иудеями. Иудаизм в эпоху Иисуса был разделен на ряд течений, сильно отличающихся друг от друга. Инициаторами суда над Иисусом выступали лишь некоторые группы, а решение о казни было принято римским наместником Понтием Пилатом. Уж тем более автору следовало воздержаться от собственных рассуждений о еврейском народе, думавшем о власти над другими народами, чуждом идее вечной жизни, обретаемой через "спасение от грехов, страстей и зла". Эти рассуждения не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. В иудаизме были группы, в частности фарисеи и ессеи, которые как раз исповедовали идею вечной жизни через спасение от грехов и зла. Иудаизм - живая религия, десятки тысяч ее приверженцев живут в нашей стране сотни лет (не случайно иудаизм назван одной из традиционных религий в Законе о свободе совести и религиозных объединениях). Однако у читателей учебника сознательно формируется представление, что иудаизм - ложная религия, превзойденная христианством.
Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: "Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, т.к. "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традицинно-православного государства?" (с. 13). В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия. Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий "русский" и "православный", хотя бы и до XX в. (с. 14). Таким образом, стригольникам 14-15 вв., молоканам, духоборцам, штундистам и др. отказывается в праве называться русскими. Учебник содержит некритическое описание чудес (см., в частности с. 159, где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами). Удивительно, что книга получила рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Руководитель Центра изучения религий
Российского государственного гуманитарного
Университета
Н. В. Шабуров
Статьи по теме
Союз креста, полумесяца и прокуратуры
Тестирование российского истеблишмента выявило опасный "клерикально-коричневый" вирус. Так считает руководитель информационно-аналитической службы движения "За права человека" Евгений Ихлов. Недавно на него написали заявления в Генпрокуратуру православный священник Олег Стеняев и муфтий Фарид Салман. Представители двух ветвей традиционного духовенства просят привлечь г-на Ихлова к уголовной ответственности за критику школьного учебника "Основы православной культуры". Эту любопытную историю комментирует для Граней.Ру сам Евгений Ихлов.
Основы прокурорской культуры
Мещанский районный суд отверг жалобу движения "За права человека" на отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту распространения в российских школах учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". На заседании суда представитель прокуратуры заявил, что пропаганда антисемитизма - это не разжигание национальной и религиозной вражды.