Алексий II: 80 процентов населения России - православные
Доля православных христиан среди населения России, по оценке патриарха Московского и всея Руси, составляет 70-80 процентов. Об этом Алексий II заявил в четверг в интервью Интерфаксу.
Он также отметил, что в последние годы наблюдаются серьезные изменения в возрастной структуре прихожан. "Во многих местах молодежь и люди среднего возраста составляют большинство молящихся", - подчеркнул патриарх.
Алексий II заявил, что исследования количества последователей той или иной религии в России "зачастую видятся предвзятыми". Между тем, по его убеждению, "определение числа приверженцев любой веры не должно быть политизировано, направлено на извлечение каких-либо выгод, на приобретение мнимого превосходства в диалоге с инаковерующими".
Он высказал мнение, что в опросные листы всероссийской переписи населения следовало бы включить вопрос о религиозной принадлежности людей. Алексий II напомнил, что в последнее время не проводилось исследований на эту тему, которые охватывали бы все население России.
Кроме того, патриарх заявил об искажении позиции церкви в отношении преподавания "Основ православной культуры", которое, по его мнению, порой имеет место. "К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. - сказал он. - Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" - это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке".
Однако на самом деле, подчеркнул предстоятель, речь идет "о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами". "Иметь возможность прослушать такой курс - это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны", - сказал патриарх.
Алексий II также выразил обеспокоенность сохраняющейся монополией материалистического взгляда на мир в российской системе образования - монополии, которая, по его словам, "очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране". Так, если в сфере точных наук советские ученые достигли "феноменальных успехов, а их достойные наследники и поныне остаются "впереди планеты всей", то в области гуманитарных знаний "все далеко не так благополучно", отметил предстоятель, по мнению которого "сохранение такой ситуации губительно для будущего страны".
Комментарий
В России, как и во многих других странах мира, нет государственной статистики религиозного состава населения. При оценке численности конфессиональных групп приходится опираться на сведения самих религиозных организаций и результаты социологических исследований. Это, конечно, дает простор для разного рода манипуляций, от которых справедливо предостерегает Алексий II. Однако не зря сказано в Писании: "Врач, исцелися сам!"(Лк. 4:23).
Глава РПЦ не поясняет, на каком основании он пришел к выводу, что православные составляют до 80 процентов населения России. По-видимому, эта оценка исходит из данных о доле русских (и других народов, традиционно исповедовавших православие, прежде всего украинцев и белорусов) во всем населении страны. Но такой механический перенос национальности на религию не выдерживает никакой критики. Среди нынешних русских очень много - вероятно, большинство - людей безрелигиозных; немало среди них и последователей неправославных конфессий, в первую очередь различных ветвей протестантизма. Да и среди тех, кто называет себя православным, преобладают люди, не являющиеся православными в истинном смысле слова: они не ходят в церковь (или делают это крайне редко), не молятся, не соблюдают постов, почти не знакомы с православным вероучением и даже... не верят в Бога.
Вот что говорил о своем отношении к религии один из самых "благочестивых" российских политиков - московский мэр Юрий Лужков: "Крестил меня в 57 лет Святейший... Это было для меня почетно... Это было и желанием моей жены. Венчаны ли мы? Нет... Этот обряд в моей философии отношений к жене, женщине уже ничего не изменит... Знаю, что и в исповеди я не нуждаюсь. К причастию тоже не хожу. Причастие — это пить вино, а я принципиально не пью... Верующим себя не считаю".
(Справедливости ради отметим, что эта своеобразная исповедь была произнесена десять лет назад, - однако нет никаких оснований полагать, что за последние годы религиозность столичного градоначальника изменила свою природу.)
По данным относительно недавнего опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", исповедующими православие считают себя 53 процента жителей России, однако посещают храм раз в месяц и чаще только 6 процентов. Доля воцерковленных, то есть "полноценных" православных обычно оценивается не более чем в 3 процента.
Таким образом, цифра, прозвучавшая из уст Алексия II, представляется сильно преувеличенной. Православных у нас в стране не более 50-55 процентов - да и то если под словом "православный" понимать не настоящее исповедание христианства в его православном варианте, а некую массовую (и поощряемую государством) форму национально-религиозной самоидентификации. Такое православие в российском обществе действительно широко распространено. Но от предстоятеля РПЦ, чье мировоззрение, хочется верить, отличается от философии московского мэра, можно было бы ожидать другого подхода к проблеме.
Николай Руденский
Дословно
Алексий II
К сожалению, нередко приходится видеть, как численность приверженцев одной религии определяется "по максимуму", а других - "по минимуму".
Интерфакс, 20.04.2006
Статьи по теме
Приращение церковных ценностей
"Декларация о правах и достоинстве человека", принятая ВРНС, содержит не только псевдофилософские благоглупости о выборе между "добром" и "злом", но и конкретное заявление о том, что есть "ценности, которые стоят не ниже прав человека... вера, нравственность, святыни, Отечество".
Духовный главнокомандующий
Российская армия вот-вот обзаведется институтом военных священников. Между тем еще недавно оборонное ведомство и кремлевская администрация относились к идее "православизации" армии без особого воодушевления. Что же случилось в последнее время?