Лживые и мертвые
Изучив анатомию, кремлевские пропагандисты взялись за биохимию. Для изучения их самих, пожалуй, пригодилась бы микробиология, но я в этой науке не силен. Ограничусь беглыми историческими маргиналиями, хоть и понимаю, что бойцам агитпропа они как мертвому припарки.
"Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью", - сказал Ницше.
Автор псевдодокументального опуса "Биохимия предательства" Константин Семин – лжец заядлый, поэтому совесть у него девственно чиста, как у младенца. Лгать ему нетрудно – для этого и существует испытанный в идеологических боях с империализмом жанр "вселенская смазь". С чем тут спорить? С телевизором? Выключи его, да и весь сказ. Но я пишу не для Семина, а для зрителя, которого он, возможно, смутил своим нахрапистым враньем.
Начинать можно прямо с эпиграфа – "Разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего противника" и так далее вплоть до слова "дивиденды", общеупотребительного в Китае VI века до н.э. Ничего подобного Сунь-цзы в своем трактате о военном искусстве не писал, а других произведений от него не осталось.
Фильм представляет собой мелкую нарезку примеров "предательства", грубо притороченных друг к другу. Хронология нарочно запутана, ни один пример не исследован, что между ними общего – неизвестно. В одном ряду очутились политик Милюков, генералы Краснов и Власов, правозащитник Ковалев, историк Чубайс и адвокат Фейгин. И над всеми витает мрачная тень обкома - вашингтонского, хотя иногда и лондонского.
Кого, например, предал лидер кадетов Павел Милюков? Царя? Британский посол Джордж Бьюкенен, оказывается, предупреждал Николая II: не сделаете то-то и то-то (что именно, не сообщается) – будет революция. У него уже и пятая колонна была наготове – Милюков с сообщниками. Не царя, значит, а Россию они предали.
Цитата из мемуаров Бьюкенена точная: "Вы находитесь, государь, на перекрестке двух путей, и вы должны теперь выбрать, по какому пути вы пойдете. Один приведет вас к победе и славному миру, другой — к революции и разрушению".
Но что это за один путь и что за другой, авторы не объясняют. Если верить послу, он уговаривал императора разрушить стену между ним и народом: "Не пожелаете ли вы говорить со своим народом? Не скажете ли вы ему, что ваше величество, будучи отцом своему народу, желаете работать вместе с ним, чтобы выиграть войну? Вам стоит, государь, только поднять свой палец, и они снова падут на колени у ваших ног, как это я уже видел в начале войны в Москве". Дельный совет, ничего не скажешь.
Что хотел сказать биохимик Семин своим рассказом о том, что исполнитель роли Мальчиша-Кибальчиша в советской картине 1964 года, правильный героический Сергей Остапенко, в которого якобы влюблялись советские девочки, живет теперь во Флориде? Неужели выдал буржуинам военную тайну? Променял любовь советских девочек на заморскую пайку? На самом деле девочки любили как раз неправильных мальчиков, и зрительскими симпатиями из этой пары пользовался как раз Плохиш, он же "вождь краснокожих", хулиганистый Сергей Тихонов.
Разумеется, центральное место в фильме Семина занимает классический, образцовый предатель – генерал Власов. Ему, конечно, не суждено занять почетное место в российском пантеоне. Он был вождем обреченных и сам понимал это. Но нельзя же таким жизнерадостным жеребенком скакать по костям, как это делает Семин. Я сам когда-то стоял на кладбище в Ново-Дивееве перед обелиском солдатам РОА. Меня привез туда ныне покойный Сергей Павлович Крыжицкий, хранитель бунинского архива, тоже, небось, предатель по семинской классификации – из перемещенных лиц. Профессором Йельского университета он стал далеко не сразу - первое время в Америке работал землекопом. До кладбища мы с ним были на Толстовской ферме, основанной близ Нью-Йорка Александрой Львовной Толстой, и Сергей Павлович познакомил меня с великой княжной Верой, доживавшей свой век в тамошней богадельне, и я приложился к ее высохшей руке, как к мощам. Я стоял посреди кладбища под ярким солнцем, смотрел на обелиск и думал: как же все сложно, намертво переплелось в один клубок, и ничего не вырвешь из сердца... Я не понимаю, как можно ровно ничего не почувствовать в таком месте и при этом продолжать считать себя русским.
Но Семин продолжает тупо лгать: немцы не пускали власовцев на фронт, но зато они "засучив рукава поработали в тылу" - намек на участие в карательных акциях, которого не было. Генерал Краснов повешен тоже, конечно, за дело – за статью в газете. А вот генерал-фельдмаршал Рундштедт в американском плену – отродясь он там не был, сидел в британском лагере. Какие-то американские конспирологи рассказывают про Гелена, как он передавал американцам свои "бесценные" архивы и агентуру, как толпами переходили в распоряжение новых хозяев военные преступники-"бандеровцы", включая генерал-майора войск СС Бронислава Каминского, который в августе 1944 года года был расстрелян по приговору немецкого военного трибунала за зверства при подавлении Варшавского восстания и уж, конечно, никаким "бандеровцем" никогда не был.
Архивы Гелена ни малейшей ценности для американской разведки не представляли, потому что разведчиком Гелен был бездарным, отношения ЦРУ со Степаном Бандерой были сложными – во всем этом надо разбираться, что я и делаю по мере своих слабых сил, общаясь не с фриками, а с серьезными исследователями.
Но давайте разбираться и с теми бывшими нацистами, которые работали на Москву. Они кто - предатели или, может, патриоты?По-моему, как ни назови, от них дурно пахнет. Ярлык ничего меняет в человеческой сути. Я не вижу в фильме Семина никакой концепции, а значит, и опровергать, спорить с ним совершенно излишне. Состряпанное на живую нитку лоскутное одеяло расползается по швам. Закончу для симметрии еще одним афоризмом Ницше:
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
Блоги
Статьи по теме
Мы вас научим родину любить
Либералам выдали по первое число. Всем вместе и нескольким по отдельности. В частности, Юлии Латыниной, Алексею Венедиктову, Матвею Ганапольскому, Александру Городницкому. Досталось еще Герцену. Выдал тележурналист Константин Семин в рамках программы "Вести недели".
Пуля в лоб и шило в стенку
Вот это и есть то главное, что объединяет Семина и Путина: им нравится говорить с окружающим миром языком подворотни. Они не понимают, что тем самым они низводят Россию на уровень международной шпаны - всех этих чавесов, ахмадинеджадов и кимчениров.
Деликатес из шнурков
Мы сами не заметили, как символом свободы стал этот немолодой человек с печальным чекистским взором. Символом Настоящей Журналистики – вот эти "Времена" с их черными списками, кривым эфироми и редкими, но внушавшими такое сочувствие жалобами ведущего на цензуру.
Котлеты из мух
Добро бы линия противостояния "патриотов" с "антипатриотами" проходила между группами или даже между гражданами. Но ведь она проходит порой и внутри индивида. И хочется поболеть за своих на Олимпиаде, и болеешь, да удовольствие отравляет личная неприязнь к режиму. Мне говорят: отделяйте мух от котлет. Легко отделить, когда мухи только присели. А если запеклись? Если стали мясом?
Погром победы, раздавайся
"Пришел один Эрнст – и всех победил. Один... Помимо прочего, открытие игр – лучший образец современного искусства; в содержательном отношении превосходит митинги". Так автор "Известий" откликается на олимпийское шоу, запущенное в Сочи, и не надо удивляться, что место помазанника, гаранта Конституции или там генерального секретаря в финале статьи занял скромный гендиректор Первого канала.
Смотри у меня
Сюжет, связанный с веерным отключением телеканала "Дождь" из кабельных сетей, продолжает славную традицию. Если взглянуть наивным дилетантским взглядом, так люди, может, для того и платили деньги, чтобы смотреть единственный независимый российский телеканал. Но подход этот в корне неверен, да и плевать на таких людей. Истинный патриот, вперяясь в экран, оценивает ситуацию иначе.
Тканевая несовместимость
Спортсмены часто меняют страну гражданства. То же самое и с артистами. Оперная примадонна Анна Нетребко родилась в России, но неужели, исполняя на сцене нью-йоркского "Метрополитен" партию Антонии в "Сказках Гофмана" - опере французского композитора по мотивам произведений немецкого писателя – она защищает цвета российского флага?
Крик Мамонтова
Короче, "сажать надо", и враги за решеткой, но Мамонтов безутешен. Быть может, все дело именно в этом: в последнее время он снимает свои фильмы исключительно о людях, которые сидят или ожидают ареста. А чувствовать себя палачом неприятно даже столь убежденному патриоту, каким себя ощущает Мамонтов. Оттого, вероятно, он и бьется в перманентной истерике.
Кадры, овладевшие техникой
В кадре один из лидеров российской оппозиции Алексей Навальный на Болотной площади, и эти несколько минут - мощнейшее свидетельство обвинения против власти. А среди создателей фильма Алексей Пивоваров, работающий на знаменитом НТВ, то есть по соседству с теми ребятами, которые снимают документалку совсем иного рода.