Рота, молчать!
Я понимаю, что Федор Бондарчук никого не удивил, но вопрос, однажды поставленный, остается в силе. Искренне не могу постичь, зачем они это делают. Для чего мастера современной культуры вываливают себя в грязи – коллективно и поодиночке.
Никто же за язык не тянет. Руки не выкручивает. Тюрьмой не грозит.
Разумеется, есть правила игры, которые надо соблюдать, и если ты хочешь снимать дорогостоящее кино и заботишься о процветании своих ресторанов, то следует хвалить начальство, вступать в "Единую Россию" и под чутким руководством А. Гордона мочить врагов дорогого Никиты Сергеевича. Ибо дело прежде всего, и кто без греха, тот пусть кидается каменюками в художника, а мы не станем. Сами состояли в октябрятах и клятву юного пионера перед лицом своих товарищей заучили наизусть. Ночью разбуди.
Ну, время такое – детское, с элементами гэбешной страшилки. А жизнь одна. И она кончится прежде, чем издохнет эта эпоха. А "Девятую роту" или там "Обитаемый остров" за тебя никто не снимет. То есть снимут за милую душу, дело нехитрое, и освоят немереные бюджетные средства, но без тебя, а это обидно. Так что слова в поддержку президента и национального лидера произносятся сами собой, но это вовсе не значит, что режиссер должен с утра до ночи бить поклоны начальству. У него насыщенная творческая жизнь, и мысли заняты совсем другим. Он полон замыслов.
И когда ему звонят ребята с известно какого ресурса "Политонлайн" и просят сказать гадость про несогласных, вроде бы так естественно послать их (я бы написал – "в жопу", но редактор может вырезать) куда подальше или просто уклониться от беседы, сославшись на занятость. Ну, парни, "Сталинград" надо снимать, великое кино о великой войне, давайте попозже про этих хулиганов с Триумфальной, ладно? И парни бы все поняли и отвалили. Мало, что ли, депутатской гопоты для комментариев, а Бондарчук один.
Вместо этого – бултых в "Дерьмометр". И это ведь совсем не метафора. Взрослый человек, он вообще соображает – что говорит? Какой-то детский лепет про "вменяемую молодежь", которая, оказывается, "сдавала кровь", – он что, действительно в это донорство верит? Какой-то бред про "Штаты", где, оказывается, менты хуже наших, и про то, что "в России все устроено еще гораздо мягче, чем во многих хваленых демократиях". И про омоновцев на Триумфальной площади: они, говорит, "и есть настоящие правозащитники". И вот этот призыв "не противопоставлять право – закону": что, собственно, имеется в виду? Конституционное, что ли, право на митинги нельзя противопоставлять закрытым милицейским инструкциям?
Конечно, если ставить перед собой цель разозлить как можно большее количество людей, то так и надо говорить. Если хочешь 31 июля увидеть у памятника Маяковскому не сотни, а тысячи, десятки тысяч граждан, то так и надо дискутировать. По-путински, с его детскими больницами на пути ревущей толпы несогласных, или по Бондарчуку. Однако цель вроде бы ставилась другая.
При этом знаменитый наш режиссер и актер вовсе не производит впечатления клинического идиота. Он производит впечатление обыкновенного циника, но таких в нашем политическом цирке очень много, а самую отчаянную глупость сморозил именно Бондарчук. Отчего так вышло?
Быть может, ответ парадоксален. Если судить по мере успеха, то Бондарчук – один из самых благополучных наших творцов, буквально осыпанный славой, деньгами и прочими погремушками судьбы. У него все хорошо, и он реально не врубается, кому в этой дольчевите, которую олицетворяет для него путинская Россия, может что-то не нравиться. И хочет убедить публику и себя (прежде всего себя) в том, что все сущее справедливо, правильно и разумно. Но что-то его мучает, какие-то кошки скребут на душе, царапаясь и подвывая (назовем это, за неимением лучшего слова, совестью), и режиссер, вообще не задумываясь о сказанном, произносит эти свои дикие тирады. Оправдывать эпоху приходится первыми попавшимися словами.
Наверное, поэтому получается так глупо. Вернее, совсем не получается, и если наши подпутинские творческие элиты когда-нибудь поймут, как они хорошо смотрятся с закрытыми ртами, то и позора на них будет поменьше. А для художников это все-таки немаловажная вещь – репутация. В КПСС тоже состояли разные люди, и далеко не все из них готовы были по одному начальственному щелчку служить полицейской дубинкой и азартно добивать избитых.
Блоги
Статьи по теме
Прелести кнута
Поза "над схваткой" – излюбленная поза вольнолюбивых творческих личностей. Они не только настаивают на своем праве на занимать чью-то сторону при столкновении с откровенной ложью, подлостью и мерзостью, но и порицают тех, кто лжи, подлости и мерзости противостоит.
Время использованных гордонов
Вертикальная наша эпоха порождает особый вид деятелей культуры – безмозглых, бессовестных и готовых подписывать кремлевские цидульки просто так, от полноты жизни. По той простой причине, что им нравится нынешняя власть и нравится собственная вовлеченность в управление Родиной.
К сволочи доверчивый
Выступление Юрия Шевчука на встрече с Владимиром Путиным многих восхитило своей смелостью. Не привыкший к такой критике Путин даже, казалось, потерял самообладание. Или все-таки переиграл простодушного оппонента? Центральным эпизодом стал диалог о разгонах оппозиционных акций. Единомышленники Шевчука продолжают комментировать итоги встречи.
Нерукопожатие крепкое
Весь год продолжались споры о возможности "диалога с властью", "оттепели сверху" и "модернизации без либерализации". Социально активные интеллектуалы делали свой выбор и старались его объяснить. Предлагаем вам вспомнить самые яркие моменты дискуссий между сторонниками компромиссов и непримиримыми оппозиционерами.