По праву памятника
Памятник Твардовскому получился вполне советский – на солидном постаменте, в полный рост, открыт с участием министра культуры. В общем, все как положено, власть в России всегда хотела видеть своих классиков именно такими – бронзовыми: гарантия того, что больше ничего не напишут, не подпишут, не подложат никаких "Иванов Денисовичей", полная. Да и Твардовский в общем-то отнюдь не диссидент, не жертва режима – признанный советский поэт, орденоносец и лауреат. Кто сейчас помнит о мытарствах "Нового мира"?
И все же есть в этом памятнике нечто символическое и для тех, кто помнит о той подлой эпохе. Ведь Твардовскому же! Не Кочетову, не кому-нибудь еще из охранителей, радетелей, служивших системе с неистовством бультерьеров, готовых загрызть каждого, кто позволил бы себе усомниться в чистоте ее мифологии, красоте сталинских усов и величии ленинских помыслов. Вот служили они, служили, писали письма в ЦК, вовсе и не анонимные даже, собирали свои писательские правления и сочиняли подметные статьи и даже романчики в журнальчики – а кому это сейчас нужно? Власть, и сама обожающая сталинские усы и возрождающая мифы, паразитирующая на имперском величии и трагедии Второй мировой, кому она ставит памятник – разве Кочетову? Нет, Твардовскому! Тому, кого все эти кочетовы травили – и затравили в конце концов, отобрав журнал. Тому, кто открыл не просто Солженицына – тему ГУЛАГа, в котором они почитали за честь быть сторожевой собакой, не то что охранником. Тому, кто позволял себе в открытую сомневаться – и не мог, несмотря на весь свой официальный статус, позволить себе эти сомнения.
Министр, прославляющий автора "Василия Теркина", вряд ли помнит, что даже эту, казалось бы, хрестоматийную вещь, поносили за "непартийность". А уж "Теркина на том свете" просто сначала запрещали, потом один раз напечатали, а потом и вовсе замолчали – хотя как раз в этой поэме Твардовский высказывается о Сталине и сталинизме куда резче многих гонимых властью литераторов. И если бы те, кому по должности положено стоять у постамента поэта, сейчас ознакомились бы с текстом этого произведения, они бы сказали то же самое, что секретари Союза писателей: отвратительные клеветнические антисоветские измышления. Сжечь!
Однако же памятников секретарям на Страстном нет, а Твардовскому есть – и власть, сама состоящая из потомков этих самых секретарей, послушно возлагает цветы к монументу редактору оттепельного "Нового мира". Это урок нынешним дворнягам, нашим современникам. Да, Россия, может, и не сильно изменится за следующие полстолетия – но помнить в этой не сильно изменившейся России все равно будут не их, а тех, кого они травят. И благодарны будут не тем, кого они защищают и вокруг кого бегают стремительной сворой благодарных паразитов, а тем, кто не боится говорить правду, кто честен в своей профессии и гражданском долге. В истории русской литературы не осталось никаких кочетовых с софроновыми – и их духовных наследников тоже не останется, как, впрочем, не останется в истории русской журналистики бессовестных пропагандистов эпохи Твардовского и нашего смутного времени. Правда отличается от лжи тем, что ее победу рано или поздно признают даже те, кто самозабвенно служит новой неправде. И пусть монумент на Страстном напоминает об этом правиле.
Статьи по теме
Перевернутый бинокль
По-настоящему я узнал и понял, что скрывалось за той репликой Эренбурга ("Неужели они не понимают, что я работаю на пределе возможного!"), лишь сейчас, прочитав только что вышедшую в свет его биографа Бориса Фрезинского. Многое из того, о чем рассказывается в этой книге, я знал. Но – не в подробностях. А вся соль тут именно в них.
Явление Солженицына
И вот прошло полвека. Срок не только для человеческой жизни, но и для истории немалый. Много чего произошло в нашей жизни за эти пятьдесят лет. Солженицын менялся (а может быть, не менялся, а открывался, переставал таиться, становился все откровеннее?), и менялось мое отношение к нему.
Печать несвободы
Я горжусь своими российскими коллегами, вышедшими к Следственному комитету. И уверен, что разочарование, выражаемое многими после примирения главы Следственного комитета и главного редактора "Новой газеты", сменится трезвой оценкой того, как изменилось самоощущение самого журналистского сообщества России.
Не стоит страна без праведника
Мы вышли не из гоголевской шинели, а из солженицынского застиранного ватника с номерами. Солженицынское творчество стало нашими евангелиями. Мне было 17 лет, когда я прочитала "Один день". Именно тогда я решила, что этому строю и этому Союзу не жить и что я положу на эту задачу свою жизнь.
Как громили "Новый мир"
35 лет назад власть разгромила "Новый мир" Твардовского. Тогда "толстые журналы" играли в обществе ту же роль, что сегодня играет телевидение. Примечательно, расправу над журналом курировало первое лицо государства. Как это сделало годы спустя уже другое, но тоже первое лицо, при расправе над неугодным телеканалом.