Шестнадцатилетний бастард
День принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации - странный праздник. По формально-юридическим признакам - незаконнорожденный. Этот политический бастард родился в результате, если выражаться по-нынешнему, политтехнологической войны руководства РСФСР с Михаилом Горбачевым. 12 июня 1990 года российский парламент принял решение, безусловно противоречившее Конституции СССР: признал верховенство республиканских законов над союзными.
К тому моменту Россию опередили на поприще суверенизации Литва и Эстония, но только после этого дня начался настоящий "парад суверенитетов", когда, опережая время и будущие теоретические озарения В.Ю. Суркова, сразу несколько республик, от Белоруссии до Туркмении, вдруг стали строить каждый свою суверенную демократию"- в хорошем смысле. А параллельно шла армяно-азербайджанская война, возвращали на официальном уровне доброе имя Солженицыну, писалась программа "500 дней"...
Согласно самому свежему исследованию Фонда "Общественное мнение", с каждым годом все чаще дорогие россияне называют праздник правильно - не "День независимости", а "День России": таких уже 50 процентов. Но сам ФОМ, который трудно заподозрить в некомпетентности, считает, что Декларация о суверенитете была принята в 1991 году, а не в 1990-м! И это очень характерно - 1990-й и 1991-й слились даже в экспертном сознании в один год, полный событий, в ходе которых осыпалась, как карточный домик, гигантская империя.
Респонденты по-прежнему в массе своей относятся к 12 июня не как к значимому празднику, а как к дополнительному выходному. Хотя если в 2004 году праздником День России считали 12 процентов россиян, то в этом году таких уже 20 процентов - происходит легитимация даты в массовом сознании. Незаконнорожденное дитя к 16-летию обретает законные права.
Собственно, за эти 16 лет в России и выросло целое поколение, которое уже не знает, что такое Советский Союз, слабовато помнит даже Ельцина и формируется при Путине. Тот, кто родился в 1990-м, в 2 года "встретил" реформу Гайдара, в 4 - чеченскую войну, в 8 лет - дефолт, в 10 - избрание Путина президентом, относится к девяностым годам как к давно остывшей истории из учебников. Нынешние 15-20-летние - первое поколение, которое можно назвать россиянами в собственном смысле слова. Молодых людей, получивших высшее образование уже при новом режиме, тоже не назовешь советским поколением. Поэтому, как следует из исследования ФОМа, среди респондентов в возрасте 18-35 лет обнаруживается наибольшее число полагающих, что россияне относятся к празднику 12 июня уважительно (41 процент). В старшем поколении опрошенных преобладает убеждение, что праздник уважением в обществе не пользуется.
В принципе именно молодое поколение - основной ресурс политического конформизма. Причем конформизма не отрефлексированного и сознательного, а скорее инерционного, связанного с формированием взглядов и получением образования в новой России. Это не означает, что молодежи, в том числе и только заканчивающей школу, и получающей высшее образование, нравится абсолютно все в этой жизни. Но "врожденный" конформизм способствует тому, что новая генерация или вообще не ходит на выборы и не будет на них ходить, или голосует за действующую власть - механически или, наоборот, с чувством. В возрастной группе "18-35" наверняка немало не просто конформистов, но и молодых карьеристов. А возможности для вертикальной мобильности в нынешних политических условиях весьма ограничены и зависят от адаптации к предлагаемым обстоятельствам. Поэтому, надо признать, ставка "Единой России" на молодых карьеристов, на создание системы рекрутирования партийных кадров через движения "Наши" и "Молодая гвардия" с точки зрения политтехнологий - абсолютно правильная. Конформистов в молодежной среде явно больше, чем леваков или сознательных либералов.
...К концу 1991 года независимость и суверенитет России стали уже понятиями не столько юридическими или политическими, сколько экономическими. Вне суверенитета невозможно было либерализовать экономику, а значит, избежать голода и остановки материальных потоков. Спор о том, мог ли сохраниться Союз, если бы советское руководство начало реальные радикальные реформы в конце 1980-х, не имеет смысла. Хотя можно предположить, что вовремя осуществленная либерализация экономики, в том числе отпуск цен, снизив социальные издержки реформ, не скрепила бы Союз, а ускорила бы его развал. Но вот то, что "шоковую терапию" в начале 1990-х можно было реализовать только в границах Российской Федерации, только под политической "крышей" волевого харизматического лидера, это абсолютно очевидно.
В этом смысле, хотим мы того или нет, парадоксальным или непарадоксальным образом, День России - это праздник рыночной экономики. Будет обидно, если он в результате наступления "суверенной демократии" потеряет этот свой высокий, далеко не для всех очевидный смысл.
Статьи по теме
Праздник независимых утопленников
То, что отмечала путинская Россия 12 июня, - это скорее день независимости от логики, разума и здравого смысла. Плюс примитивное самовосхваление гориллы, которая бьет себя в грудь кулаками и верит, что она самая главная. В пределах зоопарка. Этакий Кинг-Конг, лезущий на небоскреб.
Мир, Труд, Май. Они же - Бог, Нация, Труд
В сущности, идейная подкладка у Мира, Труда, Мая, у Бога, Нации, Труда (слоган русских фашистов) и у Православия, Самодержавия, Народности не то чтобы одна - все-таки следует учитывать конкретно-исторические обстоятельства, - но чрезвычайно сходная по направленности, содержанию и форме.
Майский конъюнктивит
Одна моя однокурсница страдала довольно причудливой формой аллергии - на красный цвет. От обилия красного у нее начинали страшно слезиться глаза, она чуть ли не слепла. Мы прозвали это "майским конъюнктивитом". Поэтому, когда Москва начинала полыхать идеологически выдержанным кумачовым тряпьем, она просто не могла не уехать из города.
От Ленина к Минину
В этом году россияне в последний день празднуют Седьмое ноября. Годовщина большевистского переворота 1917 года, неуклюже перекрещенная в День согласия и примирения, уступает место придуманному в Кремле "Дню народного единства". Насколько обоснован новый праздник исторически и идеологически?
Народное единство заказывали?
Единороссы не нашли ничего лучшего как отказаться от праздничных мероприятий и объявить "день добрых дел". А предоставленные сами себе местные власти более или менее пышно отметили праздник лишь в границах Московского царства начала XVII века да еще в некоторых дальневосточных регионах.
Победа Минина над Пожарским
Место главного государственного праздника занял в казенных российских святцах разгром польских оккупантов. Не ливонцев, не крымского хана, не турок, не шведов, не французов, которые тоже добрались до Кремля, а поляков. Неужели же нам скажут, что тут нет злободневного политического подтекста?