Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Его Святейшеству Кириллу,
Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество!
Я искусствовед. В данный момент являюсь обвиняемым в уголовном процессе по выставке "Запретное искусство-2006", которую в марте 2007 г. я организовал в музее имени Андрея Сахарова. Мои оппоненты, развязавшие этот процесс, уверены, что выставкой в Сахаровском музее я умышленно стремился унизить верующих христиан и оскорбить их религиозные чувства. Скажу Вам со всей искренностью - это ложные обвинения. Моя совесть чиста, и если я своей выставкой вдруг невольно кого-то возмутил и задел из состава Русской православной церкви, то прошу у них прощения.
Я понимаю, что использование религиозных образов не по прямому назначению, а в качестве элементов светского языка для высказывания критики в отношении советской идеологии обожествления вождей или потребительских культов нынешнего общества не нравится верующим. Однако запретить культуре многовековую практику подобных цитат верующие не в силах. При этом заимствования совсем не обязательно порождают богохульные произведения. Конечно, вряд ли стоит оправдывать умышленное издевательство над верой в заказных антирелигиозных советских агитках. Но работы ведущих российских художников нон-конформистов 1970-х годов - Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Леонида Сокова, Вагрича Бахчаняна, Вячеслава Сысоева, Михаила Рогинского, - которые я выставил на выставке, к этой категории никак не отнести. Эти художники всегда отстаивали христианские ценности, хотя и в рамках мало понятной широкому зрителю эстетики новейшего искусства.
Российский зритель зачастую еще не умеет грамотно прочитать послание художника. Это обстоятельство легло в основу день ото дня нарастающей и ширящейся кампании клеветы и оговора российского мира искусства, художников, арт-критиков, кураторов, которую сегодня проводят именующие себя "православными" ультраконсервативные организации, такие как "Народный собор", "Народная защита", "Союз православной молодежи", "Союз хоругвеносцев". Их тактика - разжигание конфликта с помощью обмана, заведомо недобросовестной интерпретации "текстов" искусства. Их стратегия - руками введенных в заблуждение верующих вытеснить культуру из публичного пространства российской жизни как неугодное зеркало общественных болезней и личных духовных и душевных травм.
У меня нет объяснения для решения нашего государства примкнуть к этой кампании, частью которой является и мой уголовный процесс. Возможно, сказалась привычка, ставшая инстинктом власти. Что же касается позиции Русской православной церкви, то она оставалась все время вне этой схватки ультраконсерваторов с художниками.
Однако на очередном заседании суда 2 июня с.г. выступил сотрудник Патриаршего совета по культуре иеромонах Сретенского монастыря Никодим (Н.Г. Бекенев). Его высказывание слово в слово повторило заявления ультраправых реакционеров из "Народного собора", по просьбе которых он и явился в суд. От имени всей Церкви отец Никодим решительно заклеймил экспонаты выставки как "богохульные и кощунственные", а также объявил меня, опередив приговор судьи, виновным в сознательном оскорблении православных верующих. Полномочия говорить от лица Церкви он объяснил полученным в Московской Патриархии благословением. Если это соответствует действительности, то поспешность, приблизительность и категоричность слов отца Никодима вызывают у меня тем большую досаду и тревогу. Уверен, что подобный примитивный и воинственный подход к искусству способен лишь дискредитировать Русскую православную церковь в глазах российской и международной общественности. Этот подход, если он возобладает в кругах православного духовенства, деформирует, а затем и вовсе перечеркнет Вашу осмысленную и взвешенную политику в сфере культуры. Буду искренне рад, если Вы, Ваше Святейшество, развеете эти опасения.
С искренним почтением и уважением,
Андрей Ерофеев
Москва, 6 июня 2010 г.
Комментарии
Не стоит уж так перед Гундяевым извиняться, не поймёт!
Не надейтесь. Не удостоит ответом. Наоборот, пошлет еще ораву шелупони в рясах для гнусного лжесвидетельства.
ещё один публично тренерует гибкость хребта...
как сказал юморист - страстно лижут власть, иногда, от восторга, слегка покусывая...
Я неверующий, но неплохо отношусь к Кириллу.
Мне думается, он и так всё понимает. И ещё вопрос, поможет ли письмо Кириллу, или, наоборот, затруднит ему выработку своей позиции в отношении агрессивных ортодоксальных священнослужителей.
Стоит ли перед ними унижаться и оправдываться?
Всё равно ведь не поймут. А оправдываться и публично извиняться - значит считать себя виновным и вымаливать прощение
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: